Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
Обеспечить развитее и тренировку всех и функций организма ребёнка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребёнка в отдельности физическую нагрузку;
Дать возможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.
Традиционное, классическое занятие, образцы которого можно найти во многих методических пособиях, состоит из трех частей: вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушения осанки и т.д.
Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, способствующая двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.
Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние. Такова структура классического физкультурного занятия.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблемы, стоящие перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
На каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка:
Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
Содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать.
Формы альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет в дошкольных учреждениях:
1) игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2) занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
Характеристика музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
В начале XX века музыкальная жизнь в Челябинском Урале не носила централизованного характера. При клубах, заводах, театрах проводились музыкальные вечера. Их проводили любительские музыкальные коллективы.
После 1917 года в ряде городов Челябинской области были открыты музыкальные учреждения, впос ...
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и
устройстве школ
Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.
"детство - от рождения до 6 лет включительно,
отрочество - от 6 ...
Структура сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического позна ...