На протяжении многих лет в общеобразовательной школе господствовала концепция трудового обучения: воспитание трудолюбия, политехническая подготовка и ранняя профориентация. Сегодня школа ориентирована на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности. Это, в свою очередь, послужило основой для реформирования трудового обучения, преемницей которого стала образовательная область «Технология». Последняя в ряде европейских стран базируется на следующих положениях:
· решение проблем — один из важнейших видов деятельности человека, включающий выдвижение самых смелых предположений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок. Образовательная область «Технология» призвана развивать у учащихся навыки проектирования и изготовления изделий и систем;
· созданные учащимися изделия и системы должны служить улучшению качества жизни людей. Социальные отношения людей друг с другом во многом опосредованы объектами искусственного мира. Поэтому понимание социального воздействия изделий и систем должно являться неотъемлемой частью технологического образования;
· при обучении школьников проектированию и изготовлению необходимо создать такую обучающую среду, которая сможет сделать их в большей степени ориентированными на человека. Наряду с приобретением технологических знаний и умений технологическое образование в равной степени связано с развитием социальной ответственности;
· успешным результатом технологического образования являются творческие, активные дети с широким кругозором, имеющие навыки в области дизайна и проектирования, технологии обработки материалов, коммуникации, способные приобретать новые навыки по мере необходимости. Главной целью образовательной области «Технология» определена подготовка учащихся к самостоятельному выбору профессии для поступлений в колледжи и лицеи.
Это предполагает:
· формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;
· формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;
· подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
· формирование творческого отношения к труду;
· развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально — экономическим условиям.
Таким образом, в настоящий момент «Технология» определяется как образовательная область, в основе которой лежит творческий процесс преобразовательной деятельности, нацеленный на решение конкретных проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений. Приоритетной является проектная деятельность. Данное определение подводит нас к необходимости рассматривать содержание блока «Технология» с позиции необходимости дизайнобразования учащихся.
Культура дизайна — знание, умение и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции - является частью технологической культуры современного человека и должна рассматриваться в образовательной области «Технология». Действительно, на уроках блока технологии учащиеся изготавливают предметы для практического использования, что требует от них понимания тех правил, по которым разрабатываются эти изделия. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей предметной среды (в широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания. При этом, учитывая многочисленные толкования сущности дизайна, мы можем, в самом общем виде, определить дизайн как проектную деятельность по созданию гармоничной предметной среды различных сфер жизни человека. Это определение раскрывает дизайн как комплексную деятельность, включающую как интеллектуальную, конструкторскую составляющую, так и художественную, эмоционально-эстетическую. К сожалению, на сегодняшний день в содержании уроков технологии две стороны этой единой деятельности до сих пор искусственно разделены. На уроках конструирования работа ведется только над конструкцией с сугубо технической точки зрения, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитываются; на уроках художественной обработки материалов рассматриваются преимущественно те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоминаются вскользь. Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения дизайн-образования в практику школы в рамках технологической подготовки учащихся, ибо пробуждение в человеке художника, творца и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность, непосредственно вложенная в жизнестроительство. В первую очередь к ней относится создание и украшение предметной среды своей жизнедеятельности, т.е. деятельность, близкая к дизайнерской. В то же время в большинстве образовательных учреждений по - прежнему приоритет отдается изучению социальных и гуманитарных областей знаний, без учета того, что жизнедеятельность человека проходит преимущественно в технологической среде. Обучение же дизайну в школе практически отсутствует, не считая ограниченного «вкрапления» элементов художественного конструирования в темы по технологии и декоративному рисованию. Вопрос о необходимости дизайн-образования в рамках технологической подготовки учащихся достаточно давно обсуждается учеными и педагогами и практиками. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - это воспитание проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования — выдвигается для всех учащихся средней школы, независимо от их способностей и наклонностей. На наш взгляд, сейчас назрела необходимость внедрения непрерывного дизайн-образования в рамках технологической подготовки школьников: начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами. Путь непрерывности предполагает реализацию идей дизайна во всей системе образования, чтобы решать важнейшую проблему подготовки школьников как носителей проектной культуры. Безусловно, предлагаемый подход непрерывного дизайн-образования в рамках технологической подготовки учащихся требует существенного переосмысления теории и методики технологического образования. В педагогических исследованиях еще недостаточно изучены теория и практика обучения учащихся основам художественного проектирования как виду мыслительной деятельности, синтезирующей знания основ наук, техники, производства и промышленного искусства. Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение как основа творческой, проектно-художественной подготовки учащихся. Но более существенным на сегодняшний день оказывается отсутствие в школах подготовленных с позиций дизайн-образования учителей технологии. Тех, кто собственно и должен учить школьников дизайну на уроках технологии. К сожалению, в действующем Государственном стандарте подготовки бакалавров технологического образования отсутствует дисциплина «Дизайн», а значит говорить о какой-либо серьезной дизайнерской подготовке будущих учителей технологии преждевременно. Будущий специалист - учитель технологии должен обладать проектной культурой, включающей владение многообразными средствами выражения мысли; понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию; чувствовать тенденции развития современной художественной культуры; ориентироваться в вопросах экологии, технологии, экономики, организации дизайн-производства, материаловедения, тектоники организации формы. Думается, что возможность такой комплексной подготовки осуществима только при внедрении дизайна в технологическое образование в вузе. Необходимость целостного осмысления непрерывного дизайн-образования как сложной, интегративной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придает особую актуальность разработке дизайнерского подхода в технологической подготовке учащихся.
Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как ...
Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят св ...
Диалоги и
металогические принципы в реализации инклюзивного образования
Состояние современной цивилизации порождает множество проблем для человека. Социологи отмечают актуальность проблемы утраты доверия людей к социальным институтам, их дегуманизацию. Основанные на сформировавшемся мышлении прошлого столетия попытки проанализировать происходящие в мире процессы, найт ...