Музыкотерапия – метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.
1 |
Вид деятельности |
Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах) прослушивание музыкальных произведений и их фрагментов. |
2 |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая, массовая. |
3 |
Реабилитационная направленность |
Терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики при исполнительстве, снятие "зажимов", развитие слуха, образного мышления, расширение кругозора, общения, развитие социальной активности, профориентация. |
4 |
Преобладающие методы |
Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра, повтор, рассказ. |
5 |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный. |
6 |
Характер деятельности |
Стимуляторный, творческий, познавательный. |
7 |
Режим, условия |
Время проведения – по самочувствию, желанию. Периодичность – график занятий, желание, произвольно. Продолжительность – по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения – наиболее подходящее помещение, открытая площадка. Положение – сидя, стоя. |
8 |
Используемый инвентарь |
Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки, ноты, диски, музыкальная техника. |
9 |
Элементы инноваций |
Интегративное сочетание с другими видами искусства, музыкальное проектирование, применение в труде, учебе, досуге. |
10 |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Организации: государственные, общественные. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные краткосрочные группы. |
11 |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (с соответствующим подбором музыкального материала). |
12 |
Характер нарушений |
Кроме неслышащих. Для них используются громкие звуки с четким ритмом. |
Терапевтический эффект: физическое оздоровление за счёт развития моторных функций, ловкости рук, тонкости слуха.
Реабилитационные эффекты:
эстетизация вкуса;
развитие чувства ритма;
воспроизведение музыкальных образов;
выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания;
развитие нравственно-волевой сферы – активности, самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма, навыков сотрудничества, стремления к победе.
Для реабилитационного процесса может быть использована любая музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям. Особое значение для реабилитации имеет собственное исполнение на музыкальных инструментах.
Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимулирование умственного и физического развития ребенка, преодоление имеющихся у него нарушений в соответствии с его возможностями. Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые возможности детей.
Изучение дислалии, как формы нарушения
звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М
Отечественный дефектолог, большое внимание уделял развитию термина «дислалия».
Гриншпун Б.М., как представитель современного этапа логопедии, считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедичес ...
Роль и функции формирования интереса к иностранному
языку у учащихся пятого класса
Учебная деятельность учащегося может рассматриваться как специфический вид деятельности . Эта деятельность направлена на самого школьника, который является её субъектом в плане совершенствования, развития, формирования его личности в процессе осознанного, целенаправленного присвоения им общественн ...
Особенности мышления при речевых нарушениях
Т.Б. Филичева и Г.А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с ОНР, отмечают: "Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения ...