Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса » Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Страница 1

Учебная деятельность учащегося может рассматриваться как специфический вид деятельности . Эта деятельность направлена на самого школьника, который является её субъектом в плане совершенствования, развития, формирования его личности в процессе осознанного, целенаправленного присвоения им общественного опыта в ходе осуществления различных видов и форм теоретической, практической, коммуникативной, познавательной деятельности. Деятельность школьника направлена на освоение системных знаний, выступающих в качестве средств этой деятельности, и отработку обобщённых способов действий по адекватному и творческому применению этих средств в разнообразных ситуациях .

Учебная деятельность как "специфическая форма индивидуальной активности, направленная на освоение знаний, формирование навыков и умений, а также развитие самого учащегося" имеет определённую структуру и содержание. Структура учебной деятельности, включает такие основные компоненты, как: мотивация, учебные задачи в определённых ситуациях в форме задания, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку.

Не чувствуя интереса к предмету, учащийся не станет усердно заниматься, поэтому роль такого компонента учебной деятельности как мотивации очевидна. Мотивация является совокупностью побудителей. Именно она определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этой мотивацией деятельность. Формирование интереса можно связать с мотивацией, ведь она выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Что касается мотивации, то она может быть рассмотрена как "побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность" . Также мотивация - это процесс образования, формирования мотивов. Характеристикой мотивации является процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне .

Деятельность человека, который руководствуется своими потребностями и стремлениями, как правило, полимотивирована. Одновременно несколько мотивов побуждают эту деятельность, среди которых один является ведущим, а остальные - дополнительными. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность деятельности и поведения. Так, понятие деятельности необходимо связать с понятием мотива.

По отношению к деятельности мотивация выполняет три основные регулирующие функции: побуждающую, смыслообразующую, организующую.

Чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние активности, то есть некий двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности должны её побудить к деятельности. В этом и заключается побуждающая функция мотивации.

Смыслообразующая функция заключается в придании деятельности глубокого личностного смысла. Эта функция находится в тесной связи с контролированием общей направленности деятельности личности. Эмоции оценивают личностный смысл деятельности и в случае несоответствия этого личностного смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности. Смыслообразующая функция мотивации является очень важным средством воздействия педагога на личность. Если учителю удается сформировать нужные мотивы, учебная деятельность становится значимой для ученика, что способствует более его усердной учёбе.

Целенаправленность человеческой деятельности может рассматриваться как её определяющая характеристика. Именно организующая функция мотивации связана с целеполаганием в плане того, что осознанные мотивы могут превратиться в мотивы-цели. Цель, будучи осознанным образом предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, играет, несомненно, значительную роль во всей деятельности. Она, являясь неким "этапом готовности к деятельности", становится отправной точкой для всего процесса осуществления деятельности.

Само понятие "мотив" используется для обозначения и ситуативных образований, инициирующих конкретную деятельность или отдельные действия, и устойчивых психологических образований, мотивирующих выбор целей, средств и способов действий, формирующих смысл деятельности и первопричин поведения субъекта. Под "мотивом" можно понимать психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, "побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребности субъекта, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность". "Мотив" может трактоваться как внутренняя позиция личности, как побуждение, которое приводит к совершению поступка , и часто неразрывно рассматривается со сферой потребностей личности.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Из истории возникновения раздела о движениях в школьном курсе геометрии
Геометрия – одна из наиболее древних математических наук, первые упоминания о которой можно найти в египетских папирусах (III тыс. до н.э.) и вавилонских клинописях. Одним из важнейших обогащений геометрии стало создание теории геометрических преобразований и, в частности, движений (перемещений). ...

Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по повышению вычислительной культуры школьников была проведена в 6-а классе средней школы №51 г. Кирова. Для эксперимента был взят общеобразовательный класс со средней успеваемостью. В начале каждого урока ученикам предлагались карточки с заданиями на отработку од ...

Историко-педагогический аспект исследования общения
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В истории отечественной социальной психологии выделяют четыре периода. Из которых в первом и четвертом периодах обращалось внимание на общение. Особенностью первого периода (60-е гг. XIX - начало XX в) было зарождение социально-психол ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru