Перед тем, как перейти к рассмотрению методики изучения табличных случаев умножения и деления в начальных классах, необходимо выявить математические основы изучения арифметических действий, установить их важнейшие законы и правила, также взаимосвязь их компонентов и результатов.
Рассмотрим сначала подход к определению произведения, в основе которого лежит понятие суммы.
«Произведением целых неотрицательных чисел а и b называется такое целое неотрицательное число, а * b, которое удовлетворяет следующим условиям:
1)а*b = а + а + . + а при b > 1;
b слагаемых.
2) а * 1 = а при b = 1;
3) а* 0 = 0 при b = 0.
Теоретико-множественный смысл этого определения сводится к следующему: «Если множества А1, А2 . АЬ имеют по а элементов каждое и никакие два из них не пересекаются, то их объединение содержит, а
* b элементов. Следовательно, произведении а * b — это число элементов в объединении b попарно не пересекающихся множеств, каждое из которых содержит по а элементов. Равенства а * 1 = а и а * 0 = 0 принимаются по условию».
Действие, при помощи которого находится произведение чисел а и b, называют умножением; числа, которые умножают, по тому же определению называют множителями.
В математике доказано, что произведение любых целых неотрицательных чисел существует, и оно единственно.
В начальных классах смысл умножения раскрывается при решении простых задач. Рассмотрим, например такую задачу: «На каждое детское пальто нужно пришить 4 пуговицы. Сколько пуговиц нужно пришить на 6 таких пальто?».
Данная задача решается умножением, так как здесь требуется найти число элементов в объединении, состоящем из 6 множеств, в каждом из которых по 4 элемента. Согласно определению это число находится умножением: 4 * 6 = 24 (пуговицы)
Рассмотрим также и другое определение произведения целых неотрицательных чисел, существующее в математике. Оно связано с декартовым произведением множеств.
Пусть даны два множества:
А = Ххб уб ябЪ и
В = Хтб еб кб ыЪю
Найдем их декартово произведение, исходя из математических законов. Запишем его в виде прямоугольной таблицы:
(x,n), (x,t), (x,r), (x,s),
(y,n), (y,t), (y,r), (y,s),
(z,n), (z,t), (z,r), (z,s).
В каждой строке таблицы все пары имеют одинаковую первую компоненту, а в каждом столбце одинаковая вторая компонента. При этом никакие две строки не имеют хотя бы одной одинаковой пары.
Отсюда следует, что число элементов в декартовом произведении А * В равно 3 + 3 + 3 + 3 = 12. С другой стороны, n(А) = 3, n(В) = 4 и 3 * 4 = 12. Видим, что число элементов А и В равно произведению n(А) * n(В)
Вообще если А и В - конечные множества, то: «произведение целых неотрицательных чисел а и b можно рассматривать как число элементов декартова произведения множеств А и В, где n (А) = а, n(В) = b:
а * b = n(А * В), где n(А) = а, n(В) = b
При изучении табличного умножения в начальных классах имеет место переместительный, или коммутативный, как обозначено в высшей математике, закон умножения:
«Для любых целых неотрицательных чисел а и Ь справедливо равенство:
а * b = b * а».
Докажем данный закон, исходя из определения произведения через декартово произведение множеств. Пусть а = n(А), b = n(В).Тогда по определению произведения, а * b = n(А * В). Но множества А * В и В * А равномощны: каждой паре (а, b)
из множества А * В можно поставить в соответствие пару (b, а) из множества В * А, и наоборот. Значит, n(А * В) = n(В * А), и поэтому
Методические рекомендации для учителей математики средней школы
В этом параграфе сформулированы методические рекомендации для учителей математики по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса. При этом был учтен опыт, полученный в период педагогической практики в школе на III – V курсах.
Активист. Ему нравится учиться. Он люб ...
Психолого-педагогические основы методики обучения иностранным языкам
Для методики обучения ИЯ особую значимость имеют данные психологии, во-первых, о речевой деятельности, во-вторых, о человеческом общении и, в-третьих, о самих участниках образовательного процесса – учащихся и учителях.
Достаточно целостный и в то же время детальный образ человека рисует антрополо ...
Современное состояние
берестяного промысла
Приятно осознавать, что в настоящее время берестяной промысел не угас.
“Берестяные" - центры России - это Великий Устюг, Вологда, Русский Север, Киров, Урал, Новгород, Архангельск, Томск, Новосибирск, Ярославль и некоторые другие города, где растет береза.
В различных регионах в процессе об ...