Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:
- развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;
- построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;
- установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.
В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша, разъяснению причин тех или иных негативных переживаний ребенка. В рекомендации включены советы по личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.
В рекомендациях авторы предостерегают родителей и воспитателей от чрезмерного увлечения обучающими занятиями и объясняют, как можно использовать богатые резервы данного возраста для развития познавательной активности, инициативности ребенка в детских видах деятельности. Предлагаемые методические приёмы имеют в основном игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей.
В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».
4) Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года)
Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО. Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной.
В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.
Программа охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое. Методические разработки программы представлены в виде описания игр и занятий с детьми, которые систематизированы по следующим основным направлениям развития ребенка в раннем возрасте: развитие предметной деятельности и познавательных способностей; развитие речи; развитие игровой деятельности; развитие общения со сверстниками; приобщение детей к художественно-эстетической деятельности; физическое развитие.
В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата.
Принципы и цели программы согласуются с методами ее реализации. В ней предполагаются гибкое планирование деятельности педагога с учетом интересов и склонностей детей, возможность сочетания предметно-практической, игровой, познавательной, художественно-эстетической и других видов детской деятельности, предоставление детям выбора игр, игрушек и партнеров.
5) Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»
Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду.
Ранний возраст представлен в программе третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.
Авторы программы выдвигают в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения наиболее близкие ребенку виды деятельности – игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно-театральную деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий – развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования по каждому разделу, что является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршрута» ребенка.
Принципы логопедического воздействия
При устранении речевых нарушений используются понятия: "коррекция", "компенсация", "обучение", "коррекционно-восстановительное обучение" и "логопедическое воздействие". Ведущим средством при устранении речевых нарушений является логопедическое возд ...
Использование компьютерных технологий при изучении темы
"Логарифмические уравнения"
При объяснении темы "Логарифмические уравнения", во время раскрытия методов решения логарифмических уравнений можно воспользоваться мультимедийной программой "Математика. Решение уравнений и неравенств". Её курс построен на визуальном и фонематическом восприятии информации. На ...
Правила оформления программ
Структурными элементами программы элективного курса являются:
титульный лист;
пояснительная записка;
требования к подготовке учащихся
учебно-тематический план;
содержание изучаемого курса;
методические рекомендации;
список литературы.
Пояснительная записка включает:
аннотацию, обосновани ...