Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные обучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.
Особенно усилилось внимание к проблемам преддошкольного воспитания в связи с возникновением детских дошкольных учреждений нового типа - яслей-садов. В условиях объединенного детского сада с особой остротой встал вопрос о преемственности между преддошкольным и дошкольным воспитанием и, в частности, между этапами дидактического процесса, осуществляемого в разных возрастных группах.
Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате повторяющихся игр и занятий с четко выделенным содержанием при условии планомерного педагогического руководства все дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные в раннем детстве). Идея преднамеренного педагогического воздействия на ребенка исходная в исследованиях и при построении пособия.
В настоящее время во многих программах дошкольного образования используются дидактические игры как форма обучения детей раннего возраста, но при этом анализ теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений показал, что воспитатели не владеют методикой проведения дидактических игр с детьми раннего возраста. Таким образом, возникает противоречие между теоретически доказанной эффективностью дидактической игры как формы обучения и недостаточной разработанностью методики использования дидактических игр в процессе обучения детей раннего возраста.
Данное противоречие указывает на проблему исследования, которая заключается в определении комплексной методики использования дидактических игр в процессе обучения детей раннего возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста».
Решение данной проблемы составляет цель исследования: обосновать методику использования дидактических игр в процессе обучения детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс обучения детей раннего возраста.
Предмет исследования – использование дидактических игр как формы обучения детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития детей раннего возраста будет повышаться, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса обучения дошкольников;
- педагоги будут использовать дидактические игры как на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка;
- для обучения будет использоваться комплекс дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования дидактических игр в процессе обучения детей раннего возраста.
2. Составить перспективное планирование использования дидактических игр как формы обучения детей раннего возраста.
3. Создать картотеку дидактических игр для обучения детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение).
Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (II младшая группа).
Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по обучению детей раннего возраста и в повседневно жизни.
Развитие речи на уроках физики
Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, социально-экономической, математической и технологической должна обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Но если рассмотреть разнообразные учебные программы и учебники, то можно заметить неувязки между ними и образов ...
Формы физического воспитания в семье
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, вынос ...
Общая характеристика методов коррекции
Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но дл ...