Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Информация о педагогике » Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста » Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Страница 1

Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (группа детей в возрасте 2 лет). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки). На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания. На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Проводилось исследование с помощью метода наблюдения.

Анализировались следующие показатели развития:

1. речь;

2. сенсорное развитие;

3. моторные навыки;

4. игра и действия с предметами;

5. конструктивные умения;

6. изобразительные умения;

7. навыки самообслуживания.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни представлена в Приложении.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Итоговые оценки:

10-15 баллов - зона полного развития;

6-9 баллов - зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов - зона недоразвития.

Результаты диагностики детей раннего возраста показали: у большинства детей (63,6%) по нескольким линиям уровень развития отмечался ниже возрастной нормы. Так, у 27,3% из них (имеющих II группу НПР) было выявлено отставание в нервно-психическом развитии на 1 эпикризный срок по нескольким ведущим линиям. У остальных - дисгармоничное развитие (III НПР), проявлявшееся в неравномерно выраженной задержке по основным линиям от одного до двух эпикризных сроков. У небольшого числа детей (27,3%) уровень основных линий развития соответствовал возрастной норме, у 9,1% обследованных малышей был выявлен уровень, опережающий нормальное нервно-психическое развитие по одной из ведущих линий.

Отставание чаще всего отмечалось в речевом развитии: почти у половины детей была выявлена задержка легкой степени и примерно у такого же числа малышей – отставание на 2 эпикризных срока, что могло свидетельствовать о более серьезных нарушениях в развитии речи и требовало дальнейшего углубленного психолого-педагогического обследования.

В развитии сенсорной сферы, навыков самообслуживания и игровой деятельности для большинства детей было характерно отставание на 1-2 эпикризных срока, что могло говорить о недостатках в семейном воспитании и также нуждалось в углубленном психолого-педагогическом обследовании.

Выводы по третьей главе

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий.

Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (II младшая группа). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, для детей 3 лет.

Результаты диагностики показали, что отставание чаще всего отмечалось в речевом развитии: почти у половины детей была выявлена задержка легкой степени и примерно у такого же числа малышей – отставание на 2 эпикризных срока, что могло свидетельствовать о более серьезных нарушениях в развитии речи и требовало дальнейшего углубленного психолого-педагогического обследования. В развитии сенсорной сферы, навыков самообслуживания и игровой деятельности для большинства детей было характерно отставание на 1-2 эпикризных срока, что могло говорить о недостатках в семейном воспитании и также нуждалось в углубленном психолого-педагогическом обследовании.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Каркасное конструирование
Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом ...

Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
Стратегия развития школы-интерната№ 169, Красноглинского района включает в себя следующие инновационные изменения: содержание образования: включение вопросов социально-экономического воспитания в предметные программы; усовершенствование методов обучения: исследовательского метода, интерактивных ...

Теоретический аспект патриотического воспитания
Гасанов З.Т. в своей статье «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания» определяет российский патриотизм как отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, как отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, г ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru