в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов в книге «Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся» предлагают схему постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося (Приложение 1).
В качестве диагностической программы В.Г. Баженов предлагает схему психолого-педагогической характеристики личности школьника. Она нацеливает на многоплановый подход при изучении личности ученика, ее содержание раскрывает степень отклонения в поведении и познавательной деятельности.
Для диагностики педагогической запущенности В.Г. Баженов также предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.
Р.В. Овчарова в «Справочной книге школьного психолога» предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на мой взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания.
И.А. Невский предлагает свою программу работы с педагогически запущенными учащимися.
Отдельно Зюбин Л.М. предлагает следующие формы коррекционной работы:
· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,
· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,
· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
· формирование правильной самооценки,
· осуществление мер нравственно-полового воспитания,
· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,
· физическое воспитание,
· привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
Следующий технологический этап – это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик.
Изложенные выше программы Р.В. Овчаровой и И.А. Невского можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности конкретного ребенка.
Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.
Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми будет включать в себя следующие основные звенья:
1) Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет трудновоспитуемый школьник. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром, он вовлекается в активную деятельность по улучшению окружающей действительности, осуществляется оздоровление семьи и микрогруппы подростков. Расширяются социальные контакты педагогически запущенного воспитанника, главным образом, через деловые связи с коллективами взрослых.
2) Усиление профилактической работы в микрорайоне, целенаправленная организация свободного времени школьника.
3) Активизация социально полезной деятельности педагогически запущенных школьников в первичном коллективе и в системе других коллективов. Занятые полезными делами, педагогически запущенные учащиеся меньше нарушают дисциплину, приучаются к четкости, порядку, у них вырабатываются навыки трудолюбия, честного отношения к делу, т.е. формируются все те качества, которые необходимы для серьезного учения. Диалектика всей этой работы такова: переключение сил, энергии, внимания трудных детей сначала на полезные трудовые дела, а затем на учение.
Система заданий, направленных на повышение качества
вычислительного навыка
Как показала опытная работа, в традиционной системе обучения математике младших школьников для формирования вычислительных навыков используется система однотипных упражнений, в которых имеются повторяющиеся компоненты, преобладают действия по образцу или в условиях аналогичных тем, в которых изнач ...
Интегрированный урок
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями ш ...
Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возр ...