Постепенно, под влиянием потребностей школы, стали рассматриваться вопросы методики обучения учащихся решению расчетных задач, составления конспектов урока, контролирующих заданий, оборудования кабинета химии, анализа методической литературы, разработки внеклассных занятий и др. Такой подход был рациональным, когда школы работали по единым программам и учебникам. На каждом занятии практикума сначала обсуждалась одна или две темы школьного курса химии. Затем в пределах темы выбирался один из наиболее трудных уроков, и обучаемые совместно с преподавателем достаточно детально обсуждали вопросы его планирования и проведения, находили соответствующие методические решения.
На таких занятиях могли рассматриваться типы расчетных задач, предусмотренные программой. После обсуждения выполнялся школьный химический эксперимент по теме с его обязательной методической обработкой. При этом студенты пользовались пособиями к практикуму по методике обучения химии. Уделялось внимание и другим дидактическим средствам, их содержанию, размещению в кабинете химии. Регулярно проводились занятия по моделированию фрагментов уроков, которые студенты заранее планировали по заданию преподавателя. Они включали либо демонстрационный эксперимент, либо химическую задачу. Каждый студент представлял свой конспект фрагмента урока и выступал перед студенческой аудиторией в роли учителя. От моделирования и анализа отдельных частей урока, проводимого в форме деловой игры, обучаемые постепенно подводились к моделированию и анализу целого урока. Параллельно (также через деловую игру) студенты обучались методике проверки и оценки письменных работ учащихся.
Существовал и другой подход к организации практикума по методике обучения химии. В его основе — последовательность действий учителя химии по планированию, подготовке, проведению и анализу урока, разработанная Г.М. Чернобельской. Автор, анализируя причины неудач в методической подготовке учителей, отмечает, что проблема "заключается в игнорировании на занятиях по методике закономерностей и принципов обучения студентов профессиональной дисциплине. Прежде всего, научности, системности и систематичности его содержания. Для упорядочения содержания в первую очередь должна быть выделена ведущая идея лабораторного практикума . Такой главной целью не может быть химический эксперимент, так как это всего лишь один из методов обучения. Доминирование эксперимента при всей его важности не обеспечит формирование других многочисленных умений, необходимых будущему учителю. Главной ведущей целью практикума должно быть умение планировать, проводить и анализировать урок химии. Все остальное, в том числе и эксперимент, должно быть подчинено этой главной цели".
Основное время отводится на обучение студентов планированию, проведению и анализу урока химии. Поэтому, кроме выполнения опытов, заявленных в программе, сюда включается работа над содержанием курса химии в школе, использование расчетных, качественных и экспериментальных задач в учебно-методических целях, умение составлять конспект урока и готовить все необходимое для его проведения. Студенты на занятиях должны провести анализ содержания предмета, познакомиться с методикой постановки демонстрационного эксперимента, изучить методики проведения практических занятий, обучения решению разных видов задач, проведения и анализа контрольных работ по химии. Этот практикум включает в себя не только необходимые методические сведения, но и деятельность по их усвоению в условиях фронтальной организации занятий.
Такая деятельность весьма сложна и должна формироваться поэтапно. Она не сводится к реализации формальных требований по написанию конспекта урока. Оформление конспекта — это завершающий этап. Ему предшествует работа над содержанием урока, включающая в себя определение его целей, организацию познавательной деятельности учащихся (обращается внимание на установление причинно-следственных связей), выбор методов обучения и т.д.
Каждый из этапов реализуется на базе материала разных тем школьного курса химии. Создается определенный алгоритм подготовки к уроку, который с целью закрепления многократно повторяется.
Этот вариант построения практикума универсален. Он не привязан к конкретной школьной программе, но степень самостоятельности студентов здесь все-таки недостаточная. Кроме того, имевшиеся в распоряжении методистов учебные пособия не обеспечивали в полной мере такие занятия.
Условия продуктивного развития личности в учебной деятельности
Безусловно, конечной целью обучения является всестороннее развитие личности. Учебная деятельность является ведущей для школьников и студентов, поэтому крайне важно привить им основные навыки продуктивной работы. Как правильно построить учебную деятельность, чтобы она способствовала развитию личнос ...
Конструирование по теме
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разн ...
Особенности дидактической системы Л.В. Занкова
Первым, кто в период советской школы совместил решение практических задач с теоретическими исследованиями, был ученик Л.С. Выготского известный педагог, психолог Л.В. Занков (1901 -1977). С 1957 по 1960гг. его лаборатория работала в одном из классов 172 школы г. Москвы. С 60 по 80 гг. XX в. прошел ...