Учебная деятельность и деятельность профессиональная принципиально различны. Сложность перехода от одной к другой определяется разницей мотивов и предметов деятельности. Предметом первой является информация, второй — учебно-воспитательный процесс. В связи с этим при организации усвоения любых знаний, считает Н.Ф.Талызина, "необходимо предусмотреть все основные виды деятельности, необходимые для работы, для решения задач, предусмотренных целью обучения .". Студент должен приобретать знания, умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений.
Мы сумели найти способ максимального приближения занятий по методике обучения к школьной реальности. Лабораторный практикум проходит не в университете, а в школьных кабинетах. Пусть учебные лаборатории методики обучения оснащены по последнему слову техники, но в них нет самого главного — учеников, с их вопросами, непониманием, зачастую и нежеланием учиться, которое учитель должен суметь преодолеть. Если студент готовится обучать кого-то решению задачи в образцовой лаборатории, то применить разработанную методику, проверить ее он сможет только на своем сокурснике, который, конечно, умеет решать задачи ничуть не хуже, чем автор, и часто при первых словах условия уже может дать ответ. Нет ни каверзных детских вопросов, ни необходимости подбирать слова для объяснения, а следовательно, возможности реально оценить плоды своего труда.
Наши преподаватели методики являются одновременно и школьными учителями химии. Студенты обучаются в непосредственном контакте с детьми.
Какова же организация такого занятия? Студенты в выделенный в расписании "школьный день" приезжают в школу. Сначала они вместе с преподавателем обсуждают теоретические вопросы или проделанную домашнюю работу, затем, после анализа и небольшой коррекции, если таковая нужна, "домашние заготовки" применяются в непосредственной работе с учащимися. Например, студенты учат школьников решать задачи определенного типа. Во время урока, отведенного специально для этой цели, каждый получает небольшую группу учеников (2—4 человека), с которыми отрабатывает подготовленный дома материал. При формировании групп учащихся преподаватель старается учитывать уровень подготовки студента и заинтересованность в предмете. Ученики могут быть одинаковой или разной степени обученности и обучаемости, что, безусловно, усложнит задачу студента. По окончании работы каждый делает подробный анализ, выявляет достижения и причины неудач.
От такой формы организации занятий практикума по методике обучения химии выигрывают все. Школьники получают возможность индивидуального обучения при рассмотрении наиболее сложных вопросов курса. Студенты же при содействии и непосредственном участии наставника поэтапно оттачивают профессиональные навыки. Преподаватель методики не утрачивает учительский опыт, не превращается в "книжного" методиста, знающего свой предмет только по литературе. Он имеет возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в курсе методических и педагогических новинок.
Аналогично строятся занятия по изучению модуля "Контроль результатов обучения". Студенты должны подготовить, провести и проанализировать контрольную работу по заданной теме, составить план коррекционных мероприятий в связи с выявленными пробелами в знаниях учащихся группы. Особенно полезной оказывается работа с небольшим числом школьников при организации устного опроса. Студент учится корректно формулировать вопросы, вести беседу и одновременно следить за работой сразу нескольких учеников. Кроме того, будущий педагог узнает, как рассчитывать время на устный контроль знаний и избегать очень распространенной среди молодых учителей ошибки — затягивания опроса.
Постепенно при переходе от модуля к модулю задачи студентов усложняются — от работы с малой группой учащихся они переходят к работе с целым классом.
Для успешного формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности при организации занятий практикума по методике обучения химии студентам, кроме заданий, способствующих закреплению экспериментально-технических навыков, предлагаются упражнения на включение в объяснение демонстрационного опыта. Каждый получает задание по подготовке и проведению фрагмента урока с использованием эксперимента.
Отдельно стоит остановиться на модуле "Методика планирования, подготовки и проведения урока". Он носит обобщающий характер, и изучать его следует на последнем этапе работы практикума. Остальные блоки, за исключением первого, могут изучаться в любой последовательности.
Разработка урока изучения нового материала для 10-го класса по теме «Решение
тригонометрических уравнений»
Общая тема: «Тригонометрические функции».
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Ввести способы решения тригонометрических уравнений, приводящиеся к алгебраическим уравнениям.
Развивать представление о тригонометрических уравнениях, как ...
Учебный проект «Книга профессий»
На сегодняшний день классификаций профессий по различным признакам достаточно много. Наиболее интересной является классификация, представленная отечественным психологом Е.А. Климовым. Он выделил пять основных типов профессий:
1. Человек-человек;
2. Человек-знаковая система;
3. Человек-природа; ...
Формы, методы и средства обучения творческим работам с
использованием информационных технологий
В данном параграфе представлены формы, методы и средства обучения работам с графическими редакторами.
Формы обучения
Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В рамк ...