В современной социально-экономической ситуации особую актуальность приобретают вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями), в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства.
В специальной психологии и педагогике задача воспитания и обучения определяется "как сообщение учащимся определенной (обусловленной особенностями их психофизического развития) суммы общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью их подготовки к самостоятельной жизни и производственному труду в соответствии с их психофизическими возможностями".
Однако интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.
Средствами образования можно преодолеть возникающие проблемы, но не средствами массового и традиционного образования, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Одним из направлений работы научно-исследовательской лаборатории специального (коррекционного) образования ГОУ ЯО "Центр помощи детям" являются исследования социальной адаптации учащихся с разными проблемами в развитии.
При этом наиболее важными для изучения проявлением социальной адаптации для нас являлись: коммуникативная сфера личности и некоторые аспекты образа мира.
Лабораторией проводились исследования особенностей общения социально депривированных детей из детских домов, школ-интернатов, а также исследования особенностей образа мира социально дезадаптированных детей и несовершеннолетних правонарушителей.
Результаты исследования показали, во-первых, что у социально дезадаптированных детей основой поведения является оценка не ситуации в целом, а ее отдельного элемента в системе "Я - стимул" в отличие от социально благополучных подростков, строящих поведение на оценке целостной ситуации в системе "Я - ситуация - другой человек". При этом социально дезадаптированные дети оценивают стимулы почти исключительно с точки зрения угрозы физическому благополучию.
Также было установлено, что у социально депривированных детей из интернатных учреждений вероятность возникновения проблемных ситуаций в общении в целом выше, чем у детей из семей, при этом больше выражен общий уровень агрессии при решении коммуникативных проблемных ситуаций, им также свойственна тенденция игнорировать затруднения в общении.
Полученные нами результаты дают основание считать, что социальная дезадаптация (одной из причин которой может быть социальная депривация в условиях интернатного учреждения) является особым психологическим фено-меном, имеющим специфическое содержание на глубинных уровнях образа мира, никак не связанное со склонностью к нарушению социальных норм и правонарушениями. Кроме того, социальная дезадаптация может проявляться независимо от уровня интеллектуального развития.
Эти выводы влекут за собой чрезвычайно важное практическое следствие. Если социальная дезадаптация психологически не связана со склонностью к правонарушениям, то высокий процент правонарушений среди дезадаптированных детей говорит о том, что меры, предпринимаемые для их социальной адаптации, не вполне адекватны.
Необходима работа, позволяющая, хотя бы до некоторой степени, воздействовать на глубинный психологический механизм социальной дезадаптации. Безусловно, эта работа должна осуществляться и средствами образования.
Таким образом, нас интересует, как и при каких условиях, можно оказывать педагогическое воздействие на детей с нарушением интеллекта, повышая уровень их социальной компетентности и создавая тем самым условия для дальнейшей социальной адаптации.
В специальной педагогике разрабатываются разные пути, методы и приемы социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Можно выделить три основных направления, где средствами образования осуществляют социальную адаптацию детей с различными дефектами в развитии.
Во-первых, повышение. Под социально-психологической компетентностью понимают способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
Арифметическое дополнение. Замена сложения вычитанием и вычитания сложением
а) Арифметическим дополнением числа называется число, которое нужно прибавить к данному числу, чтобы получить единицу непосредственно высшего разряда. Дополнением числа 9247 будет число, которое надо прибавить к 9247, чтобы получить 10000. Поэтому, чтобы найти дополнение какого-либо числа, надо вы ...
Цели и функции обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развити ...
Развитие, воспитание, обучение
Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие пр ...