Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

За последнее время на страницах специальной печати все чаще встречается термин «децелерация». Децелерация - замедленный темп физического и интеллектуального развития детей.

Социально - психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов XX века 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера.

Неуклонно возрастает количество детей, имеющих речевую патологию. Данные С. В. Ивановой, учителя-логопеда школы №1956, города Москвы, показывают, что логопедическое экспресс обследование детей, поступивших в первый класс в 2004 г., выявило нерезко выраженное общее недоразвитие речи у 30% детей, ОНР - не менее 25% и 20% детей имели такие речевые патологии, которые обязательно самым отрицательным образом скажутся на школьной успеваемости.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с ЗПР указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина).

«Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы - фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.

Недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводят к специфическим дефектам звукопроизношения, в дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).

Нарушения фонематического слуха могут быть первичного и вторичного характера. Первичное недоразвитие наблюдается, например, при акустико-фонематической дислалии, при сенсорной (импрессивной) алалии, тугоухости. Вторичные нарушения отмечаются как следствие недоразвития экспрессивной речи, из-за отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов, при различных формах ринолалии, дизартрии, механической дислалии. Чаще отмечается нарушение дифференциации одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков. Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР».

Цель исследования: изучение специфики фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР, обоснование на этой основе путей и методов формирования у них фонематической сферы, выявление реальных условий оптимизации коррекционного процесса.

Объект исследования: фонематические процессы детей с ЗПР.

Предмет исследования: реализация процесса формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: если как в дошкольном, так и в школьном образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ЗПР, внедрить методику, направленную на формирование фонематического слуха и восприятия у этих детей, которая бы учитывала их психические, личностные особенности и специфику данных нарушений, то в результате мы получим качественное развитие фонематических процессов у данного контингента детей.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1) проанализировать общую и специальную литературу по теме исследования, определить теоретические основы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР;

2) изучить психолого-педагогические особенности детей с ЗПР;

3) создать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования фонематического слуха и восприятия;

4) определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР;

Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, обобщение полученных данных.


Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности ...

Методы и формы обучения
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим выделяют основные приоритеты методики изучения элективных курсов: междисциплинарная интеграция, содействующая с ...

Профессионально-педагогическая ролевая игра как прием повышения речевой активности учащихся
Ролевое общение обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности. Игра – особо организованное занятие, тр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru