Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе. Его можно встретить в учебниках по психологии и по методике русского языка для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, в учебных программах, в методических рекомендациях и в популярных изданиях. Так, в пособии «Как преодолеть трудности в обучении чтению» авторы С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева утверждают, что без сформированного фонематического слуха невозможно научиться читать: « .советуем вам начать работу по развитию речи с упражнений для развития фонематического слуха. Это поможет ребенку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова» . Книга предназначена для практической работы с детьми в период обучения их чтению. Трудно спорить с данным утверждением, тем более что оно ранее выдвигалось и другими авторами. Например, в учебнике по методике преподавания русского языка для факультетов начальных классов также можно прочесть об этом: «В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха». Можно привести еще немало цитат из учебников и учебных пособий по методике преподавания русского языка в начальных классах, где также утверждается, что формирование фонематического слуха - важная задача начальной школы.
Этим наименованием пользуются и психологи, когда в соответствующих разделах учебников описывают речь. Приведем лишь одну цитату из «Атласа по психологии» М.В. Гамезо и А.И. Домашенко: «Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3-4 лет».
Стоит заметить, что последнее утверждение несколько расходится с первыми двумя. Действительно, если фонематический слух уже развит в дошкольном возрасте, то отчего же столько внимания ему уделять в начальной школе? Может быть, стоит уже только опираться на развитый фонематический слух и далее развивать речевые навыки младших школьников? Учителя-практики и методисты, однако, считают, что развивать фонематический слух учащихся школы совершенно необходимо, потому что без этого невозможно овладеть навыками чтения и письма.
Совершенно очевидно, что данное словосочетание (фонематический слух) должно быть тем или иным образом связано с фонологией, с определением фонемы как минимальной языковой единицы.
Становление фонологической системы человека происходит постепенно. Как утверждают психологи, фонематический строй языка формируется как многозвенная иерархическая дифференциация. В речи детей вначале часто появляются некоторые «промежуточные», некие «средние» звуки, которых в речи взрослых нет, однако эти детские звуки как бы вбирают в себя все возможные признаки будущих звуков, которые появляются в речи по мере овладения языком. Начинается оно именно как осознание ребенком отдельных признаков у звуков. Какие-то из них потом станут существенными, а какие-то будут потом осознаваться сопутствующими, несущественными.
Психологи отмечают, что при овладении языком у ребенка проходит колоссальная работа над материальной, звуковой стороной языка. Например, дети дошкольного возраста часто любят произносить отдельные слова, часто искаженные, ничего не значащие. «Рудопа - дарипа - рудака», - произносит маленький ребенок, как бы разговаривая сам с собой. Именно такие слова-пустышки помогают ему согласовывать свои звуковые, слуховые, речедвигательные ощущения. Психологи даже установили последовательность овладения отдельными признаками звуков. Так, вначале и раньше всего осознаются различия гласных и согласных, затем различия (не все) самих гласных. Различие внутри согласных более длительный путь, потому что там больше признаков. Так, вначале дети осознают различие сонорных и шумных согласных, потом твердых и мягких. Труднее дается различие глухих и звонких согласных, потому что артикуляционные отличия этих звуков лежат на границе чувствительности объективного физического анализа.
Приведенные выше соображения убеждают нас, что формирование фонематической системы человека - живой процесс, который продолжается достаточно длительное время. Изучение динамики этого процесса, бесспорно, значимо для методики начального обучения русскому языку, потому что есть все основания предполагать, что фонологическая система детей 6-7 лет не является сформированной в полной мере, по крайней мере, фонологическая система детей этого возраста отличается от фонологической системы взрослых.
Конструирование по замыслу
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и ег ...
Описание процесса исследования развития речи у
детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная)
2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить к ...
История подготовки педагогов – дефектологов
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Если говорить непосредственно о нашей стране, то долгое время, единственным научно-исследовательским центром в области дефектологии был Экспе ...