Термин "Я-концепция" (на английском "self-conception", дословно "концепция себя") появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины "образ себя", "самосознание". Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания.
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Наше "Я" имеет пространственные и временные черты как точка между прошлым и будущим. Важным моментом является понятие силы "Я", которое было введено еще З. Фрейдом. Сила "Я" - это мера личностной свободы от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем, прежде всего сильную волю этого человека; когда же говорим о сильной личности, то имеем ввиду сильное "Я", способность человека к самоорганизации и самореализации, психическую выносливость и чувство собственного достоинства, а также большой социальный потенциал.
Осознаваемо нами или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы.
Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида о себе. Я - концепция возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект "смотрится как в зеркало другого человека" и так отлаживает, уточняет и корректирует образы своего Я.
Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует себя, свое поведение и особенности общения с ними, т.е. он анализирует, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа человек приходит к некоторому познанию своего Я. Такого рода представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания, т.к. анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать особенности своего характера, в том числе и негативные.
С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.
Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания - является одним из важных условий воспитания сознательного члена общества.
Человеческое "Я" является чрезвычайно сложным объектом. Различие первых неоднородностей в структуре "Я" принадлежит Уильяму Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое)"Я" так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания и является, собственно, Я-концепцией.
Я-Концепция включает в себя компоненты:
Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.
Основные цели и направления профилизации образования
Основные цели перехода к профильному обучению таковы:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуа ...
Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами. Используется метод обучения, рассматриваемый в педагогике, как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на ...
Развитие, воспитание, обучение
Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие пр ...