Для развития инженерного образования в России существует несколько очень важных заделов.
1. Российское общество в целом позитивно настроено к обучению. Число студентов вузов увеличилось в течение последнего десятилетия практически вдвое. В 1990 году на 10 000 жителей в России приходилось 190 студентов, в 2001 году – 330 студентов.
2. Имеется успешный опыт элитных оборонных технических вузов, работавших с оборонными предприятиями на заказ и последующее предъявление продукции конечному потребителю (МАИ, МФТИ, МВТУ им. Баумана и др., всего около 70 вузов). Несмотря на то, что они в большей степени ориентировались на линейную модель инновационного цикла «от науки к продукту», ресурс перехода на другие варианты инновационного цикла потенциально у них высок и может быть усилен благодаря развитым в этих вузах традициям освоения нового знания.
3. Имеется разнообразный опыт многих научных школ, достигших мирового уровня.
4. Очень глубоки традиции инженерного творчества, изобретательства, в значительной степени, не востребованные страной в результате отрыва нескольких поколений российского инженерного корпуса от основного поставщика инженерных задач – рынка. В начале 80-х годов СССР производил до половины открытий и изобретений мира, подавляющее число которых не имело спроса у промышленности страны. Смысл популярного в те годы советского эквивалента понятия инновирования «внедрение» говорит сам за себя. По многим факторам СССР в 80-е годы мог бы стать независимым, самодостаточным инновационным полюсом мира, но для этого не хватило понимания возможностей инновационной экономики различными элитными группами страны, прежде всего властными.
5. Число людей, имеющих различный опыт научно-исследовательских работ, в России по-прежнему велико и превышает число научно-исследовательских работников в США: у нас 4.35 тысяч человек на 1 миллион жителей, в США – 3.73 тысяч. При успехе инновационной экономики в России они могут сыграть важную роль в разворачивании инновационных программ, создании позитивной инновационной среды.
6. В течение нескольких десятилетий накоплен опыт отбора и работы с одаренными школьниками в специализированных школах: школах космонавтики, физ-мат. школах, биологических школах и т.д., в летних школах, в большом числе олимпиад и конкурсов. Весь этот опыт может быть успешно перенесен при необходимости на специализированные инновационные классы и школы при или вокруг технических университетов.
7. И, наконец, в России объективно возникает спрос на новые инженерные кадры. Они нужны уже действующему пока в ограниченном количестве инновационному сектору российской экономики, они необходимы для кадрового обеспечения федеральных программ инновационного развития, впервые утвержденных правительством РФ в 2002 году.
Процесс реформирования российской высшей школы в последние годы, по сути, представляет собой пополнение учебных программ культуроведческими и другими неинженерными дисциплинами: экономическими, финансовыми, юридическими. Предлагаемое трехступенчатое образование (обычное, бакалавриат, магистратура) неотвратимо ведет к деформированию устоявшейся классической схемы высшего инженерного образования, существенно лучшего, чем в США, и лучшего инженерного образования в мире.
Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании
современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского
Урала
Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову).
В последнее время наиболе ...
Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в
педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстано ...
Критерии структуризации информационных ресурсов
По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется.
По профилям обучения можно выделить: ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления; ресурс, содерж ...