Положение инженерного образования на сегодняшний день

Информация о педагогике » История развития инженерного образования в России » Положение инженерного образования на сегодняшний день

Страница 1

Для развития инженерного образования в России существует несколько очень важных заделов.

1. Российское общество в целом позитивно настроено к обучению. Число студентов вузов увеличилось в течение последнего десятилетия практически вдвое. В 1990 году на 10 000 жителей в России приходилось 190 студентов, в 2001 году – 330 студентов.

2. Имеется успешный опыт элитных оборонных технических вузов, работавших с оборонными предприятиями на заказ и последующее предъявление продукции конечному потребителю (МАИ, МФТИ, МВТУ им. Баумана и др., всего около 70 вузов). Несмотря на то, что они в большей степени ориентировались на линейную модель инновационного цикла «от науки к продукту», ресурс перехода на другие варианты инновационного цикла потенциально у них высок и может быть усилен благодаря развитым в этих вузах традициям освоения нового знания.

3. Имеется разнообразный опыт многих научных школ, достигших мирового уровня.

4. Очень глубоки традиции инженерного творчества, изобретательства, в значительной степени, не востребованные страной в результате отрыва нескольких поколений российского инженерного корпуса от основного поставщика инженерных задач – рынка. В начале 80-х годов СССР производил до половины открытий и изобретений мира, подавляющее число которых не имело спроса у промышленности страны. Смысл популярного в те годы советского эквивалента понятия инновирования «внедрение» говорит сам за себя. По многим факторам СССР в 80-е годы мог бы стать независимым, самодостаточным инновационным полюсом мира, но для этого не хватило понимания возможностей инновационной экономики различными элитными группами страны, прежде всего властными.

5. Число людей, имеющих различный опыт научно-исследовательских работ, в России по-прежнему велико и превышает число научно-исследовательских работников в США: у нас 4.35 тысяч человек на 1 миллион жителей, в США – 3.73 тысяч. При успехе инновационной экономики в России они могут сыграть важную роль в разворачивании инновационных программ, создании позитивной инновационной среды.

6. В течение нескольких десятилетий накоплен опыт отбора и работы с одаренными школьниками в специализированных школах: школах космонавтики, физ-мат. школах, биологических школах и т.д., в летних школах, в большом числе олимпиад и конкурсов. Весь этот опыт может быть успешно перенесен при необходимости на специализированные инновационные классы и школы при или вокруг технических университетов.

7. И, наконец, в России объективно возникает спрос на новые инженерные кадры. Они нужны уже действующему пока в ограниченном количестве инновационному сектору российской экономики, они необходимы для кадрового обеспечения федеральных программ инновационного развития, впервые утвержденных правительством РФ в 2002 году.

Процесс реформирования российской высшей школы в последние годы, по сути, представляет собой пополнение учебных программ культуроведческими и другими неинженерными дисциплинами: экономическими, финансовыми, юридическими. Предлагаемое трехступенчатое образование (обычное, бакалавриат, магистратура) неотвратимо ведет к деформированию устоявшейся классической схемы высшего инженерного образования, существенно лучшего, чем в США, и лучшего инженерного образования в мире.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием школьников
Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное вниман ...

Результаты исследования по использованию элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов в качестве предпрофильной подготовки
Изучение информатики ведется в 8–9 классах в рамках предметной области «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС 2004 г. и на основе основной образовательной программы. (УМК Семакин И.Г.) При изучении раздела «Алгоритмизация программирование» в основной школе у выпускников будут сформированы: ос ...

Содержание и виды учета производственного обучения
Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного о ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru