Определение коллективной формы организации учебной деятельности

Страница 1

Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе.

В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение.

Коллективное обучение – это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

А.В. Золотова считает, что коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя .

По мнению Г.А. Цукермана в качестве подготовительной работы на уроках чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.

Ряд исследователей (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин) в качестве основной особенности коллективной работы выделяют общую цель деятельности учащихся.

Большинство авторов (М.Д. Виноградова, Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман, Р.А. Хабиб выделяют также признак коллективной формы – взаимодействие учащихся друг с другом, их общение в ходе выполнения задания и частичный контроль за деятельностью учащихся самими учащимися.

Таким образом, анализ различных определений коллективной формы позволяет судить об общих чертах и различиях, содержащихся в ее трактовке. Все исследователи едины во мнении, что для нее характерны наличие общей цели, общение между участниками в процессе работы, большая степень самостоятельности школьников по сравнению с фронтальной формой. Однако в вопросе соотношения коллективной формы с фронтальной и групповой формами имеются существенные расхождения. Так, например, А.А. Бударный, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, В.Ф. Харьковская отождествляют коллективную форму с определенным видом фронтальной. Другие, например М.Д. Виноградова, Л.М. Фридман , рассматривают групповую работу как вид коллективной. М.Н. Скаткин считает необходимым разграничить эти формы . Он пишет, что фронтальная форма деятельности – не коллективная, так как «есть общая цель, но нет соединения усилий для ее достижений». Такого же мнения придерживается и Р.А. Хабиб. Некоторые исследователи, например Т.М. Николаева, рассматривает кроме фронтальной и коллективной форм деятельности еще и понятие совместной формы деятельности, понимая под ней – одновременную организацию работы учащихся по выполнению задания без взаимодействия, без объединения индивидуальных усилий. При этом автор считает, что фронтальная форма учебной деятельности включает в себя как виды коллективную и совместную формы. Однако, понятие «совместной формы деятельности» по сути является еще одним синонимом понятия «фронтальной формы». И, наконец, ряд исследователей, такие как Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман, рассматривают коллективную и фронтальную формы как два самостоятельных, различных способа организации деятельности учащихся класса на уроке.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Методы решения насущных вопросов
Механизмами достижения новых целей инженерного образования России могут, прежде всего, стать концентрация ресурсов на приоритетном направлении подготовки инновационных менеджеров, использования известного метода параллельного планирования и проектирования, активного выхода в мировое информационное ...

Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением
Задачей эксперимента было выявить уровень сформированности умения строить текст-рассуждение на уроках развития речи. На данном этапе было задано домашнее сочинение «Почему мне нравится зима» в 3 классе средней школы № 111 с. Плотниково. Этот сочинение проводилось с целью выявления уровня развития ...

Критерии структуризации информационных ресурсов
По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется. По профилям обучения можно выделить: ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления; ресурс, содерж ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru