Ретроспективный анализ проблемы

Страница 1

"В наши времена расцвета западных демократий уже никто не ведет битвы против левшей", - говорит Пьер-Мишель Бертран. И действительно, сейчас это уже кажется дикостью, хотя могут еще попасться учителя начальных классов, которые постараются заставить леворукого ребенка писать правой рукой. Но левши в любом случае – социальное меньшинство, хоть и достаточно многочисленное: различные исследования показывают, что левшей в обществе от 13% до 16%.

В своей ироничной книге "Зеркальные люди. История левшей" историк Пьер-Мишель Бертран, не претендуя на полноту освещения вопроса, пытается дать живую и разнообразную картину того, как общество относилось к левшам, и как это отношение менялось в разное время. Бертран интересуется проблемой леворукости с культурно-исторической точки зрения, а совсем не с медицинской, и именно это отличает его книгу от других статей о левшах. Например, он не затрагивает вопрос, почему некоторые люди рождаются левшами, зато приводит несколько теорий возникновения преобладающей праворукости и затем "правократии".

Бертран исследует примеры трех различных отношений людей к левшам – презрение, терпимость и восхищение, которые сменяли друг друга, да и существовали часто одновременно. Любопытно что, несмотря на то, что в средние века леворукость могли часто счесть за одержимость дьяволом, наибольшее давление на левшей все же пришлось на достаточно просвещенное время - вторую половину XIX века и первую половину XX века. И именно "просвещение" сыграло здесь свою мрачную роль: мода на научный догматизм (включая биологический детерминизм и теорию о социальных патологиях) привела к признанию леворукости проявлением дегенеративности, а распространение публичного школьного образования стало институтом повсеместного "исправления" несчастных левшей. Если есть еще сомнения, что научные теории могут подводить базу под самые архаичные стереотипы, то достаточно привести слова профессора французской медицинской академии, О.-М. Ланнлонга, написанные в 1905 году: "Теория леворукости, которую я называю патологической, лучше демонстрирует существующие отношения между этой физической аномалией и расстройствами ментального характера, как-то: преступность, безумие, эпилепсия и слабоумие, которым она часто сопутствует. В корне того, что люди с опаской относятся к левшам и обращаются с ними, как с вестниками несчастья, следует видеть реальный факт, исследовать и подтвердить который можно только путем длительного наблюдения". Не меньше внимания автор уделяет периодам терпимости к леворуким и примерам восхищения ими. Очень любопытна глава, посвященная тому, как определять художников-левшей по их манере рисовать, и целая таблица имен известных художников – точно, вероятно и предположительно леворуких.

Пожалуй, наиболее интересной главой является обзор примеров, показывающих, насколько глубоко в нашем языке и культуре укоренилось предпочтение правого над левым. И хотя идея, что именно культурные предпочтения правой стороны усилили физиологическую склонность делать все правой рукой, а не наоборот, кажется спорной, упоминания об ориентировании древнего человека в мире с помощью собственного тела и отражение этого в языке стоят того.

Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Одно из них - предположение американского учёного К.Сагана. По его мнению, левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что использовалась для гигиенических процедур, а правая только для еды и приветствий, что в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней.

Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом.

В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова левша («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукий («left-handedness») употребляется слово леворукость

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Семья как институт первичной социализации ребенка
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих ра ...

Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке
В условиях глобализации нашего мира ни у кого не вызывает сомнения факт, что для успешного ведения дел на мировом рынке необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны. В конце XX века началось активное развитие науки, которая изучает язык как феномен кул ...

Развитие информационных умений учащихся на уроках физики
Совершенствование методов и разработка активных форм обучения физике – одно из важнейших средств интенсификации и оптимизации учебного процесса. Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача научить учащихся учиться. Учеб ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru