Понятие, структура и функции Я-концепции

Информация о педагогике » Я-концепция ребенка дошкольного возраста » Понятие, структура и функции Я-концепции

Страница 2

Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.

Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений из установок можно выделить три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

Образ "Я" - представление индивида о самом себе.

Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.

Образ Я и самооценка поддаются лишь условному различию, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.

Образ и оценка своего "Я" предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальная Я-концепция нами рассмотрена как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные модальности.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, можно использовать схему, предложенную У. Джеймсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

Схема структуры Я-концепции представлена в приложении к данной работе.

Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.

Р. Бернс определяет следующие функции.

1. Обеспечение внутренней согласованности.

Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает .

2. Я - концепция как интерпретация опыта.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Разработка урока-практикума для 10-го класса по теме «Решение тригонометрических уравнений»
Дата: 22.02.2008 г. Школа № 49. Класс 10 «Б». Общая тема: «Тригонометрические функции». Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений» Тип урока: Урок-практикум. Цели: Закрепить и применить знания при решении задач по теме: «Решение тригонометрических уравнений». Развивать представления ...

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход ...

Сухомлинский В.А. «Слово учителя в нравственном воспитании»
Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru