3. Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы:
игры вербальные представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову;
невербальные игры предполагают изображение детьми "как можно интереснее", по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета;
"мысленные картинки". Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Задания с использованием терапевтических метафор. Главная особенность саморазвития - это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах, и был доступ к ним, что возможно благодаря использованию терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам.
Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:
метафорический конфликт, или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);
метафорический кризис - наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;
поиск и нахождение ресурсов внутри себя - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
торжество и праздник - приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.
Чаще всего метафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребенка (детей) ситуации. Систематическое предъявление детям метафор приводит к:
снятию симптомов и разрешению трудных ситуаций;
усвоению детьми основной идеи: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри себя, и это обязательно приведет к успеху, к победе над трудностями. Таким образом, у ребенка формируется "механизм самопомощи".
Эмоционально-символические методы основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки, способствует личностной интеграции. Авторами программы использовались две основных модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:
групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения;
направленное рисование, то есть рисование на определенные темы. В данной программе используется рисование при прослушивании терапевтических метафор. Детям предлагается рисовать все, что называется метафорой.
Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально-кинестетические техники предполагают использование визуально-кинестетических образов.
Цели, содержание
деятельности молодежного центра в России
Целью деятельности молодежного центра является создание необходимых экономических, социальных, правовых условий для духовного, физического развития, профессиональной подготовки молодежи и возможностей реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, а также оперативного решения проблем, в ...
Структура и назначение
Обучающего раздела
Каждая глава раздела состоит из последовательности тем, каждая тема на входе содержит краткое описание изучаемого материала и одно или несколько заданий и заключение по теме.
Задание содержит модель реальной ситуации, в которой от учащегося требуется выполнить определенные действия или получить з ...
Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных
техник рисования
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей ...