Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления.
Речевой этикет - это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся. Области употребления этикетных форм: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность и т.п. Этикет - внешняя форма общения, но он связан с этикой, отражает нравственные нормы отношений между людьми. Системы этикетных речений изменчивы, они с высокой точностью отражают историческое время и социальные слои их уместного применения. Они ситуативны, «прикреплены» к официальной и неофициальной обстановкам, отражают очень тонкие различия в выборе того или иного регистра общения.
Этикетные формы выражают отношение к адресату, уважение к нему или просто вежливость, такт в общении. Они отражают традиции, нормы взаимного уважения. Функция привлечения внимания потенциального собеседника также не чужда речевому этикету, как и функция завершения общения.
Речевой этикет представляет собой универсалию - он используется в различных языках, нередко переводится, представляет собой кальку, однако большая часть этикетных форм традиционна, имеет национальные корни.
Речевой этикет всегда привлекал внимание писателей да и всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине XX в. (В.Г. Костомаров, А.А. Акишина, Н.И. Формановская, В.Е. Гольдин). Во фразеологических словарях этикет отражен лишь отдельными примерами: Бог в помощь, благодарю покорно, на доброе здоровье с пометой «устар.».
Речевой этикет включает и невербальные средства - жесты, мимику и особенно интонации: звучание голоса, выражение глаз выдают фальшь и натяжку в этикетных ситуациях.
Как известно, вербальное поведение человека определяется наличием и использованием стандартизированных выражений формулообразного харак-тера. В лингвистической литературе такие выражения называют формулами речевого этикета. Н.Б. Ишханян выделяет три большие формулы речевого этикета: для выражения эмоционально-реактивной экспрессии; для обеспечения социального общения; для реализации собственно техники общения. Искусное владение формулами речевого этикета является признаком благовоспитанности личности, всякое отклонение от нормативности воспринимается как проявление невоспитанности. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает различные формулы. Обычно называют не менее десяти важнейших ситуаций, имеющих собственный набор этикетных слов и оборотов речи.
· Обращение - к одному человеку или ко многим; официальное или дружеское, с разными степенями близости; к знакомому или незнакомому, к мужчине или женщине, к взрослому или подростку, юноше; на стадионе в острый момент футбольного матча - или в фойе оперного театра, в антракте; на рынке в мясных рядах - или в посольстве дружественного государства.
· Приветствие при встрече в самых разнообразных ситуациях.
· Прощание - дружеское и официальное, повседневное и надолго, с пожеланиями и без них
· Знакомство, представление
· Благодарность - одно из наиболее глубоких проявлений этики через этикет
· Пожелание - одна из самых свободных этикетных структур.
· Извинения.
Характеристика образовательного процесса в современных
гимназиях и лицеях
Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к ш ...
Теория и методика обучения географии
Какого великого ученого – педагога принято считать основоположником методики обучения географии? Что он сделал для методики географии?
Ответ: Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходи ...
Особенности мышления при речевых нарушениях
Т.Б. Филичева и Г.А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с ОНР, отмечают: "Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения ...