Типология творческих задач

Страница 1

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творчества учащихся. Производительный труд и производственное обучение в системе трудового воспитания предъявляют к учащимся серьезные требования. У них вырабатывается активная жизненная позиция, более сознательное отношение к выбору будущей профессии, к самоопределению и самопознанию, прививаются навыки трудовой и учебно-познавательной деятельности. Более сложные содержание и методы обучения учащихся требуют от них и более высокого уровня самостоятельности, активности, организованности, умений принять на практике приемы и операции мышления. Резко возрастает потребность в самоконтроле и самовоспитании, в знаниях своих способностей и возможностей их реализации, развивается инициатива.

Для учащихся важна значимость самого учения, его задач, целей, содержания и методов. Изменение значимости учения оказывает решающее влияние на отношение ученика не только к учебе, но и к самому себе. Учащийся проявляет углубленный интерес к самому себе, к своему творчеству. Это во многом способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, избирательность, критичность.

В школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.

Мы видим, что в педагогической литературе проблема творчества глухих школьников отмечена как специфическая. Творчество школьников немного отличается и отстаёт от нормы (особенно речь идёт о творческой способности – в силу отсутствия слуха и нарушения речи), тем не менее, к школьному возрасту творчество обычно становится соответственной по возрасту: формируется понятийный подход к решению задач, формируется воображаемое и творческое мышление.

Таким образом, при обучении информатике неслышащих школьников, нужно употреблять как можно больше наглядных пособий, широко использовать информационные технологии – применять компьютеры, презентации, компьютерные графики, программы и т.д. Поскольку глухой школьник воспринимает устное слово зрительно, вопросы лучше формулировать в печатном виде или отобразить их на презентации, а при устном формулировании вопроса необходимо дактилировать каждую букву, особенно когда проговариваем окончания слов.

В настоящее время нет единой общепринятой типологии творческих задач. Однако имеются попытки их классификации.

Первая классификация творческих задач связана с характером продукта решения задачи – естественным или искусственным. Так, Ж. Адамар выделяет два основных класса творческих задач: на открытие и на изобретение. К задачам на открытие относятся такие, в ходе решения которых происходит выявление уже имеющихся в объективном мире явлений или их характеристик, но ранее неизвестных (например, открытие Герцем радиоволн). К задачам на изобретение относится создание таких объектов, которые не существуют в объективной действительности (например, изобретение телеграфа). Автор подчеркивает также, что в ряде случаев трудно установить, является ли данная задача на открытие или на изобретение.

Анализ различных классификаций задач позволяет говорить, что в них отражается осмысление роли задач в обучении на дидактическом и методическом уровнях. В обучении информатике задачи являются средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, обеспечивают связь теоретических знаний с практикой. Кроме того, задачи представляют собой подлежащие усвоению приемы и способы действий и выступают способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Этот вывод сделан нами на основе анализа и обобщения учебно-методической литературы, учебных пособий и задачников по информатике.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и п ...

Характеристика места практики
Качканарское профессиональное училище – государственное учреждение начального профессионального образования. Организовано в 1970 году. Училище занималось подготовкой специалистов для строительных организаций. В настоящее время в учреждении образовательный процесс осуществляется в двух отделениях: ...

Сущность понятия «формулы речевого этикета»
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения гра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru