Выразительному чтению, как средству эстетического воспитания младших школьников, сегодня уделяется особое внимание. В связи с этим значительно усиливается роль общеобразовательной школы ,формирующей будущих читателей. Совершенный читательский навык лежит в основе успешного обучения школьников и многим другим умениям в области гуманитарных и естественных наук. Первый шаг в становлении чит. Личности – овладение правильной техникой чтения(различение букв, слогов, чтение по слогам, плавное произнесение всего слова, чтение целыми словами.).На уроках и в процессе самостоятельного чтения ученик развивает читат. умения и навыки. Однако подкрепленный практикой автоматизм чтения и понимание общепризнанных значений употребленных в тексте слов- еще не конечная цель обучения чтению. Интонация, выразительность- один из наиболее сложных компонентов речи и чтения. Но не смотря на это ,практическую работу над умением читать с определенной интонацией следует начинать как можно раньше .Ни одно слово и предложение не читается без интонации , и то же время любой текст может быть прочитан учеником с вялой ,маловыразительной интонацией .Умению правильно,ярко интонировать надо обучать детей так же,как их учат правильно, сознательно и бегло читать .Почему работа над выразительностью становится возможной уже в первом классе? Потому что:
- к моменту поступления в школу ребенок уже имеет определенный речевой опыт и в известной мере владеет представлениями о различных подтипах разговорного и художественного языка;
-к семи годам ребенок хорошо знаком с грамматическим строем языка, обиходной лексикой;
-кроме того ,у него сложились определенные речевые образы отдельных явлений действительности.
К шести –семи годам красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире. Научить видеть эту красоту- задача школы . А это значит –научить их задумываться над тем, почему прочитанное вызывает определенные переживания, научить воспринимать художественную форму в единстве с содержанием, подготовить к эстетической интерпретации средств выражения в тексте. Но в работе с первоклассниками целесообразно ориентироваться ,на то, что наиболее доступно детям. А для детей этого возраста наиболее доступным является восприятие стихотворной формы.
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставлять людей радоваться и горевать ,пробудить любовь и ненависть, причинить страдания и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы ,проникнуть в глубочайшие тайники души ,вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Выразительному чтению я обучаю всех учеников класса, а не только избранных, которые наделены особым чувством восприятия художественного слова. Учитывая различия в речевой подготовке детей, работу над выразительностью речи веду на уроках обучения грамоте ,чтения и грамматики, начиная с первых уроков первого класса.
При работе над произведением добиваюсь не копирования чтения учителя, а учу детей размышлять над содержанием текста и самостоятельно находить верные интонации. Эта работа происходит и при рассматривании картинок, когда собственные мысли оформляются в предложения или короткое высказывание. Не все дети в этот период знают буквы, поэтому вначале учимся правильно называть, читать звуки, по мере их изучения. Затем учимся читать целые слова. Например слово «мама» .Дети получают задание прочитать слово с разными оттенками : сначала дети просят что-то у мамы, потом обижаются, и наконец радуются. Много в «Букваре» красочных сюжетных картинок. Прошу детей самих придумать ситуации и сюжеты. Это очень полезно: у них развивается воображение, создается представление о том, что предложение в разных условиях может изменять смысл и при чтении можно передавать разные чувства: радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, возмущение, гордость, досаду, иронию и т.д.
Так же использую карточки с сюжетными картинками для индивидуальной работы по составлению рассказа из трех-четырех предложений. Таким образом, работаем над выразительностью речи до тех пор, пока учащиеся не начинают читать целыми словами.
Звуки человеческого голоса, прежде всего связаны с дыханием. Известно, что неправильное дыхание приводит к затруднениям в речи и случайным паузам, а полное владение своим голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании . На каждом уроке чтения ежедневно предлагаю детям упражнения, укрепляющие и выравнивающие дыхание, а перед этим знакомлю их с правилами дыхания, отображенными на отдельном плакате.
Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.
В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. Однако феодально-абсолютистский режим задерживал развитие капитализма, сельского хозяйства, промышленности и торговли. Французская буржу ...
Диагностика нервно-психического развития детей
раннего возраста
Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (группа детей в возрасте 2 лет). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печоро ...
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкульту ...