Приятно осознавать, что в настоящее время берестяной промысел не угас.
“Берестяные" - центры России - это Великий Устюг, Вологда, Русский Север, Киров, Урал, Новгород, Архангельск, Томск, Новосибирск, Ярославль и некоторые другие города, где растет береза.
В различных регионах в процессе обработки бересты привносились особенности и ньюансы, подчеркивающие и закрепляющие народный колорит промысла.
Существуют разнообразные способы украшения бересты. Тиснение применяется на Среднем Урале, Русском Севере, Среднем Прикамье и Прикамье. Изображались птицы, звери, орнаменты с растительными мотивами и простейшие геометрические фигуры. Расписывают бересту на Урале, Русском Севере, Западной Сибири, Пермогорье (Северная Двина) и Вятском крае. Приоритетом Русского Севера является резьба и прорезная (просечная) береста, возникшая в XVII-XVIII века в поселенье Шемогодье. Для фона часто используют прокладки из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Якуты синтезируют различные техники обработки бересты. Это - резьба, гравирование, процарапывание. Кроме этого, используются различные материалы: бисер, конский волос, тальник, металлические литые детали.
На Урале известно четыре основных центра обработки бересты. Это прокопьевская Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил и селенья вокруг него, село Таволги Невьянского района.
У берестяного промысла Урала второй половины XIX века были свои отличительные черты. Наиболее известные и прославленные тагильские бураки (могли называться верхотурскими и пермскими) изготавливались в нескольких вариантах: расписные, простые с тиснением и “лакированные" - шпаклеванные “под малахит”, под “черепашку”, “под яшму”, с гравюрами, переводными картинками, декоративными росписями.
О бересте, как о полезном материале заговорили в 1970-х годах. Постепенно происходило осмысление культурно-исторического и художественного наследия, что в свою очередь способствовало появлению мастеров неординарно думающих и находящихся в постоянном творческом поиске новых форм изделий. Краснотурьинского мастера Андрея Эрнестовича Галлера можно считать одним из первых в Свердловской области, кто в этот период обратился к созданию художественных изделий из бересты. Его работы сразу же заняли достойное место в экспозиции Краснотурьинского краеведческого музея им.А.С. Попова: ларцы, шкатулки с рельефными сюжетами и орнаментикой из белоснежных узоров на темно-охристом фоне несут на себе печать красоты материала и высокий талант мастера.
Были и такие мастера, кто обратился в силу своих способностей и интереса к вещам менее прозаичным и непритязательным, но в быту не лишних. Бывший директор Верхотурского межсовхозного лесхоза Михаил Петрович Кучев после выхода на пенсию, в середине 1980-х годов, возрадил некогда забытые секреты мастерства берестянщика. Его наиболее удачные работы - а среди них были различные бытовые вещи с незатейливыми узорами - расходились в качестве сувениров и подарков среди многочисленных знакомых и родственников.
Уже в преклонном возрасте увлеклись берестой умельцы из Серова Евгений Александрович Феофилов и Валентин Сергеевич Снятков. В конце 1980-х годов о них заговорили как об интересных творцах. Только в одном изделии, представленном на художественной выставке в Санкт-Петербурге в 1990 году В.С. Сняткову пришлось нарезать 82 тысячи отверстий для создания оригинального кружевного узора на шкатулке, получившей всеобщее признание посетителей. И подобных изделий за годы творческой работы - не одна сотня. И каждая вещь - образец кропотливого труда.
В изделиях В.С. Сняткова, как отмечают специалисты, прослеживается влияние вологодской школы мастерства. И это не случайно, он родился и вырос на Вологодщине, хотя в детстве специально и не занимался изготовлением подобных вещей. Шедевры из рук мастера начали выходить как бы сами по себе. И все - на особинку: братина с ковшами, ендова с горками, боченок с кружками, кунган со стопами. Не идут в счет многочисленные шкатулки, в которых прекрасное сочетание нашли вологодские узоры и ральская береста.
Художественный компонент с каждым годом все уверенней находил свое воплощение в изделиях из бересты, и в этом несомненная заслуга организаторов художественных выставок, пропагандирующих деятельность мастеров народного творчества. Первые крупные выставки прошли в Нижнетагильском музее - заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала и Екатеринбургском музее изобразительных искусств в 1994 году. Одна из них была посвещена творческой деятельности тагильчан Натальи Яковлевны и Павла Васильевича Камневых.28 изящных изделий из бересты сочетали в себе технику резьбы и тиснения, орнаментальные и изобразительные мотивы на бураках и шкатулках. Увлечения Камневых берестой начались в 1991 году. Кропотливо оттачивая технику мастерства обработки бересты Камневы научились создавать совершенно отличительные от остальных мастеров изделия, обладающие оригинальной отделкой и притягательностью. В своих работах Камневы сочетали бересту с поделочными цветными выставками из камня. Это нововведение вызывало немало споров у ценителей искусства прекрасного, хотя сами авторы считали это оправданным. Обогревая природную красоту бересты камень создавал иллюзию выразительности и благородства изделия.
Наглядное пособие
После доклада ученикам следует продемонстрировать наглядное пособие по данной теме. Оно включает в себя работы художников тушью и краткую информацию о них. Каждая иллюстрация обсуждается, высказываются предположения по поводу того, как было сделано изображение, какие приемы использовались. Имена х ...
Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в
педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстано ...
Структура урока физической культуры и характеристика его частей
Наиболее полно и доступно, по моему мнению, структура урока была раскрыта в учебнике Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. По их мнению, каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отр ...