Народные ремесла в системе художественного образования

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования

Актуальность данной темы состоит в том, что ремесло является неотъемлемой частью народного и декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь образуется в часть художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных творцов.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных творцов, воплощенные народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

В народном искусстве выделяют два направления: художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву, глиняную игрушку, ювелирные изделия, подносы, лаковые миниатюры, берестяные изделия и т.д.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительный и утилитарный моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, влияют на его образ жизни. Известный советский исследователь народного искусства А.Б. Салтыков писал: ”Значение окружающих нас вещей никогда не ограничивается одним практическим, узкоутилитарным употреблением. Будучи связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают разные чувства и мысли, желания и стремления, удовольствие или неудовольствие и т.д., иначе говоря, всегда несут в себе какое-нибудь психологическое содержание. Эта сторона предметов прикладного искусства весьма значительна…”. (19 с.26)

Традиционное народное искусство становится основой для воспитания и формирования ценностей, исторически сложившихся и проверенных временем.

Приятно отметить, что в настоящее время существуют школы народных промыслов, разрабатываются учебные программы и все это в целом способствует духовному, художественному и нравственно-эстетическому образованию подрастающего поколения на материале народного искусства. Через осмысление традиций прошлого, приходит осознание своей близости к наиболее чистым и древним истокам национальной культуры.

Широта образования очень важна при условии нацеливания учащихся на овладение традициями, на воспроизведение лучших образов народного искусства.

Цель народного ремесла в системе художественного образования: привести учащихся к творчеству, вызвать интерес и не оставаться на “примитивном” уровне.

Цель дипломной работы - совершенствование методики народных ремесел в детской художественной школе, на примере традиционного берестяного промысла.

Задачи дипломной работы:

Выполнение эскизов комплекта женских аксессуаров.

Определить наиболее гармоничную модель аксессуаров.

Разработка эскизов орнамента аксессуаров.

Изготовление комплекта женских аксессуаров в технике прорезная береста.

Разработка блока уроков, на основе авторских программ по теме дипломной работы.

Методы исследования дипломной работы - подбор и анализ необходимой литературы в области преподавания берестяного промысла:

методические пособия, авторские и составительские программы, методические разработки, учебные пособия, плановой документации, психолого-педагогической и исторической литературы.

Состав дипломной работы:

Методическая записка (исторический аспект по теме дипломной работы, ход работы над художественно-творческой частью дипломной работы, методика работы по реализации темы диплома в учебной деятельности с детьми).

Художественно-творческая часть дипломной работы (комплект женских берестяных аксессуаров в технике прорезная береста).

Методические пособия (иллюстративный материал):

исторические аналоги;

современные аналоги;

детские работы;

фотографии комплекта женских берестяных сумок;

элементы выполнения художественно-творческой части дипломной работы;

элементы выполнения техники орнамента.


Другие статьи:

Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как ...

Метод проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике . Проектная методика отличается ко ...

Критерии структуризации информационных ресурсов
По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется. По профилям обучения можно выделить: ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления; ресурс, содерж ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru