Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной и развивающей системам обучения на базе 3-их классов Горшеченской СОШ Курской области (3 «А» класс занимается по традиционной системе, 3 «Б» по системе Л.В. Занкова). Контрольные срезы проводились в конце 1 полугодия, когда основные вычислительные навыки табличного умножения и деления были сформированы, и включали в себя письменные работы и устный опрос.
Письменные задания состояли из 16 примеров на табличное умножение и деление. Время на их выполнение фиксировалось, что позволило выявить уровень сформированности таких свойств вычислительных навыков как правильность и автоматизм.
В содержании письменного опроса были включены следующие примеры:
5•6 3•7 56 : 7 16 : 4
9•2 2•9 49 : 7 18: 3
7•5 6•9 8: 2 18 : 2
7•4 6•5 9 : 3 10 : 2
В содержание устного опроса были включены следующие задания:
1) Рассмотри суммы:
2+2+2
4 + 7 + 4 + 4
3 + 3 + 6 + 3
9 + 9 +18 + 18
3 + 2 + 3 + 1 + 3
7 + 7 + 7
- Какие из них можно заменить умножением?
- Почему?
2) Рассмотри произведения:
7 • 3
2 • 5
25• 2
□•4
- Что показывает в них каждое число?
- Замени произведение суммой.
3) Чем похожи выражения? Чем отличаются?
1•2+1
2•2+2
3•2+3
4•2+4
5•2+5
Можно ли каждое выражение заменить произведением двух чисел? Объясни ответ.
Для оценки качества вычислительных навыков мы воспользовались исследованиями М.А. Бантовой и Ф.В. Варегиной, которые, как говорилось выше, выделили свойства полноценного вычислительного навыка: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм, прочность.
Для оценки правильности авторы ввели коэффициент правильности, который равен отношению правильно решённых примеров к их общему числу:
Кправ = n \ N,
где n – количество правильно решённых примеров, N – количество всех примеров, предложенных для решения.
Опытным путём были установлены уровни сформированности правильности навыка: высокий уровень – коэффициент правильности не менее 0,98 (ученик выполнил работу без ошибок или допустил одну ошибку); средний уровень – коэффициент правильности 0,84 – 0, 95 (допустил 2 – 3 ошибки); низкий уровень – коэффициент правильности 0,78 – 0,82 (допустил более трёх ошибок).
Автоматизм характеризуется временем, в среднем затраченным на нахождение одного результата. Опытным путём было установлено, что навык обладает высоким уровнем автоматизма, если ученик находит результат одного примера в среднем не более чем за 5 секунд; средним – от 8 до 16 секунд; низким – более 16 секунд.
Результаты контрольной работы показали:
а) в традиционной образовательной системе высоким уровнем сформированности правильности вычислительного навыка обладают 74% детей (14 человек), средним – 16% (3 человека), низким – 10% детей (2 человека);
в системе Л.В. Занкова – высокий уровень у 82% детей (14 человек), средний – у 18% детей (3 человека);
б) в традиционной образовательной системе высоким уровнем сформированности автоматизма вычислительных навыков табличного умножения и деления обладают 63% детей (12 человек), средним – 32% детей (6 человек), низким – 5% детей (1 человек);
В системе Л.В. Занкова – высокий уровень автоматизма у 59 % детей (10 человек), средний – 35 % (6 человек), низкий – 6 % детей (1 человек).
Результаты среза наглядно можно представить в виде таблиц №1 и №2.
Таблица 1
Характеристика правильности вычислительных навыков
Образовательная система |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Традиционная система |
74% |
16 % |
10 % |
Система Л.В. Занкова |
82% |
18% |
0% |
Таблица 2
Характеристика автоматизма вычислительных навыков
Образовательная система |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Традиционная система |
63 % |
32 % |
5 % |
Система Л.В. Занкова |
59 % |
35 % |
6 % |
История возникновения и
развития берестяного промысла
Кора березы или бересты издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода имеются “берестяные грамоты" - древнейшие памятники русской письменности, найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к ...
Элективные курсы
Элективные курсы по математике (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Курсы по выбору способствуют созданию условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения математике старшеклассников. В отличие от факультативных ...
Игры, развивающие волевую регуляцию
«Говори по сигналу»
Цель: регуляция речи, выработка самоконтроля.
Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой во ...