Качество вычислительного навыка табличного умножения и деления

Страница 1

Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной и развивающей системам обучения на базе 3-их классов Горшеченской СОШ Курской области (3 «А» класс занимается по традиционной системе, 3 «Б» по системе Л.В. Занкова). Контрольные срезы проводились в конце 1 полугодия, когда основные вычислительные навыки табличного умножения и деления были сформированы, и включали в себя письменные работы и устный опрос.

Письменные задания состояли из 16 примеров на табличное умножение и деление. Время на их выполнение фиксировалось, что позволило выявить уровень сформированности таких свойств вычислительных навыков как правильность и автоматизм.

В содержании письменного опроса были включены следующие примеры:

5•6 3•7 56 : 7 16 : 4

9•2 2•9 49 : 7 18: 3

7•5 6•9 8: 2 18 : 2

7•4 6•5 9 : 3 10 : 2

В содержание устного опроса были включены следующие задания:

1) Рассмотри суммы:

2+2+2

4 + 7 + 4 + 4

3 + 3 + 6 + 3

9 + 9 +18 + 18

3 + 2 + 3 + 1 + 3

7 + 7 + 7

- Какие из них можно заменить умножением?

- Почему?

2) Рассмотри произведения:

7 • 3

2 • 5

25• 2

□•4

- Что показывает в них каждое число?

- Замени произведение суммой.

3) Чем похожи выражения? Чем отличаются?

1•2+1

2•2+2

3•2+3

4•2+4

5•2+5

Можно ли каждое выражение заменить произведением двух чисел? Объясни ответ.

Для оценки качества вычислительных навыков мы воспользовались исследованиями М.А. Бантовой и Ф.В. Варегиной, которые, как говорилось выше, выделили свойства полноценного вычислительного навыка: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм, прочность.

Для оценки правильности авторы ввели коэффициент правильности, который равен отношению правильно решённых примеров к их общему числу:

Кправ = n \ N,

где n – количество правильно решённых примеров, N – количество всех примеров, предложенных для решения.

Опытным путём были установлены уровни сформированности правильности навыка: высокий уровень – коэффициент правильности не менее 0,98 (ученик выполнил работу без ошибок или допустил одну ошибку); средний уровень – коэффициент правильности 0,84 – 0, 95 (допустил 2 – 3 ошибки); низкий уровень – коэффициент правильности 0,78 – 0,82 (допустил более трёх ошибок).

Автоматизм характеризуется временем, в среднем затраченным на нахождение одного результата. Опытным путём было установлено, что навык обладает высоким уровнем автоматизма, если ученик находит результат одного примера в среднем не более чем за 5 секунд; средним – от 8 до 16 секунд; низким – более 16 секунд.

Результаты контрольной работы показали:

а) в традиционной образовательной системе высоким уровнем сформированности правильности вычислительного навыка обладают 74% детей (14 человек), средним – 16% (3 человека), низким – 10% детей (2 человека);

в системе Л.В. Занкова – высокий уровень у 82% детей (14 человек), средний – у 18% детей (3 человека);

б) в традиционной образовательной системе высоким уровнем сформированности автоматизма вычислительных навыков табличного умножения и деления обладают 63% детей (12 человек), средним – 32% детей (6 человек), низким – 5% детей (1 человек);

В системе Л.В. Занкова – высокий уровень автоматизма у 59 % детей (10 человек), средний – 35 % (6 человек), низкий – 6 % детей (1 человек).

Результаты среза наглядно можно представить в виде таблиц №1 и №2.

Таблица 1

Характеристика правильности вычислительных навыков

Образовательная система

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Традиционная система

74%

16 %

10 %

Система Л.В. Занкова

82%

18%

0%

Таблица 2

Характеристика автоматизма вычислительных навыков

Образовательная система

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Традиционная система

63 %

32 %

5 %

Система Л.В. Занкова

59 %

35 %

6 %

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
Стратегия развития школы-интерната№ 169, Красноглинского района включает в себя следующие инновационные изменения: содержание образования: включение вопросов социально-экономического воспитания в предметные программы; усовершенствование методов обучения: исследовательского метода, интерактивных ...

Творческие способности учащихся
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираяс ...

Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru