Появление и начальное становление информатики как науки относится о второй половине прошлого века. Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а так же вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности.
Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий).
Одной из областей человеческой деятельности, испытывающей в настоящее время активное влияние информатики, является образование. Ветвь информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики.
Школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Основная цель курса «Основы информатики и вычислительной техники» состояла в формировании представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач; в ознакомлении учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники. Предполагалось, что введение курса ОИВТ создаст предпосылки для изучения ряда естественно-научных предметов на качественном уровне, поскольку возможность применения учащимися ЭВМ на уроках должна существенно повысить наглядность обучения; моделирование на ЭВМ сложных объектов и процессов сделает усвоение учебного материала более доступным, значительно расширит познавательные возможности школьников, существенно активизирует их самостоятельную учебную деятельность.
Современной российской общеобразовательной школе рекомендована непрерывная структура школьного курса информатики, включающая пропедевтический, базовый и профильный этапы.
Являясь элементом обязательного образования, базовый курс должен быть общедоступным. Общедоступность понимается в двух аспектах: во-первых, теоретический материал курса должен соответствовать уровню развития и знаний учащихся, изучающих предмет; во-вторых для общеобразовательных школ должны быть доступны все необходимые компоненты обеспечения преподавания курса. Уровень преподавания информатики, как никакого другого школьного предмета, зависит от уровня его обеспечения.
Базовый этап должен обеспечивать реализацию государственного образовательного стандарта по информатике. Раньше ту же самую общеобразовательную функцию школьных предметов регламентировали государственные программы.
Обучение в начале своего пути, формируя учительский корпус, решая в первую очередь социальную задачу просвещения и в дальнейшем, заботясь о специалистах, выдвинуло базовый принцип: преподаватель должен излагать лишь истины, дабы не вводить учащихся в заблуждение (Я. Коменский). С тех пор происшедшие изменения столь значительны и в отношении истины («хотя потребность в достоверном факте и естественна для человека, но все же она есть его умственный недостаток.», /Б. Рассел/) и в отношении приобщения к ней («Не потому мы обладаем истиной, что мы субъекты; мы становимся субъектами вместе с достижением истины.», /герменевтики/), что образовательное сообщество признает губительность, как авторитарного учителя, так и формируемого на этом пути рутинного мышления.
Новая культурная среда – системно-информационная – революционна. Она требует деятельного (через Интеллектуальные системы – ИС) думателя (приобщенного к синтезирующему миру через Интернет), причем формирующегося в условиях точной (математической) среды компьютера. Так что надлежит добавить к двум затребованным качествам определяющее: требуется рационалист, действующий в межпредметных областях. В этих условиях обучение – (РО) – уже ставит задачу теоретического развития, причем даже с учетом непрерывного образования.
Проблема информационного образования не теряет остроты, т. к. касается сути человеческого существования, где каждый вовлечен в мир сложных систем НИТ. Прагматический интерес пользователей обеспечивается системами программирования с хорошо проработанной системой помощи и поддерживающими компьютерными курсами.
Базовое обучение должно обеспечить знание, на основе которых возможно продвижение в использовании систем НИТ на профессиональном уровне.
Целесообразно выделять три ступени в обучении информатике в школе: пропедевтическую (начальный курс), базовую (базовый курс), профильную (профильные курсы).
Основная задача начальной школы – дать основы для получения образования, заложить прочную базу для дальнейшего развития общеучебных навыков, а основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией.
Работа с векторной графикой
урок информатика векторный изображение
На изучение темы "Работа с векторной графикой" в восьмом классе средней школе отводится шесть часов. За шесть часов учебного времени учащиеся должны освоить три темы, прочитать семь параграфов учебника, усвоить понятие векторной графики, научиться ...
Болонский процесс, как этап и средство формирования стандартов высшего и
среднего образования
Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации международного образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позвол ...
Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном
процессе
Разработка и эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательная среда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае состоит из таких элементов, к ...