Важнейшими направлениями инновационной деятельности в сфере образования являются предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.
Предпрофильная подготовка – это часть системы, внутри которой формируются профессиональные интересы школьников. Она представляет собой совокупность педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки, направленной на самоопределение выпускников основной школы. Логическим продолжением предпрофильной подготовки является профильное обучение, реализующее личностно ориентированный подход. Профильная ориентация школьников – смыслообразующий элемент предпрофильной подготовки, а предпрофильная подготовка создает условия, повышающие готовность подростка к социальной, профессиональной и культурной самоидентификации.
Задачи предпрофильной подготовки:
– выявить интересы, склонности и способности школьников;
дать школьникам возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности;
помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением, сформировать познавательные и профессиональные интересы.
Компоненты предпрофильной подготовки:
информирование и профильная ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного выбора профиля обучения на третьей ступени;
организация и освоение учащимися курсов по выбору (элективных курсов).
Система предпрофильной подготовки включает в себя ряд педагогических идей:
введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметных, межпредметных, ориентационных;
введение активных методов преподавания элективных курсов;
проведение эвристических проб для учащихся 9-х классов, позволяющих более точно определить в выборе профиля;
введение накопительной оценки учебных достижений учащихся (портфолио);
проведение государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х классов (ГИА);
– прохождение всеми учащимися 8–9-х классов курса обучения выбору профиля образования;
– зачисление в 10-й профильный класс на основе решения комиссии, учитывающей результаты психолого-педагогической диагностики;
– психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся;
– проведение олимпиад, научно-практической конференции, школы юных экологов и других мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио.
Выбор профиля будет обоснованным, если учащиеся к нему готовятся во время всего периода обучения в основной школе. В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются, начинается профилизация. У школьников появляются первые представления о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике определяется на основе ГОСов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитано на выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации. Но так ли это на самом деле?
Участие в ЕГЭ по информатике в 2010 году для учащихся и учителей информатики стало стрессом, поскольку, согласно приказу Минобрнауки (от 28.10.2009 г. №505), ЕГЭ по информатике отныне является обязательным для ряда технических специальностей, не только непосредственно связанных с ИКТ и вычислительной техникой, но и многих общеинженерных, технологи-специальностей, а также для физико-математических специальностей классических и педагогических университетов. К окончанию 2009–2010 учебного года не все выпускники сумели вовремя определится с выбором профессии, а значит и ЕГЭ по информатике выбрали в «последний момент», а сдача экзамена по информатике требует серьезной подготовки.
Сегодня информатика занимает четвертое место среди предметов (после русского языка, математики, физики) по востребованности на те, или иные специальности в ВУЗы.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим быть готовыми к ЕГЭ содержательно, методически и организационно.
Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. ...
Выполнение иллюстраций к книге
Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления ка ...
Методические основы разработки элективного курса
Пояснительная записка. Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисципл ...