Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Это позволит усилить эмоциональное восприятие учебной информации; повысить мотивацию обучения за счет возможности самоконтроля, индивидуального, дифференцированного подхода к каждому обучаемому; развить процессы познавательной деятельности; создать условия для формирования умений самостоятельного приобретения знаний.
Для того чтобы электронное учебное пособие стало популярным, оно должно быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным.
В связи с этим актуальным представляется обоснование психолого-педагогических требований к ЭУП, процессу их разработки и использования в образовательном процессе в рамках компетентностной парадигмы, предусматривающей индивидуализацию обучения за счет сочетания предметных знаний, умений и навыков с опытом их применения для решения жизненных и профессиональных проблем.
Одним из главных факторов развития информационных технологий (как и технологий вообще) является стремление человека высвободить свои психофизиологические ресурсы, перенаправив их с выполнения рутинных операций на решение более важных и творческих задач. С философской точки зрения в условиях информационного общества приобретает актуальность осознанное применение интеллектуальных фильтров, которые способны упростить восприятие и переработку избыточных массивов информации. К интеллектуальному информационному фильтру предъявляются следующие требования: оформление в виде внешней по отношению к человеческому сознанию модели; ориентация на оптимизацию информационных потоков с учетом особенностей человеческого мышления; инвариантность с культурной, профессиональной и исторической точек зрения.
На уровне практической педагогики эти идеи воплощаются в понятии «компетентность в работе с информацией» (информационная компетентность).
Как показывает изучение отечественного педагогического опыта, образовательный потенциал ЭУП, разрабатываемых и предлагаемых для применения как в профессиональной, так и в общеобразовательной школе, используется не полностью. Зачастую ЭУП представляют собой носитель учебной информации, отличный от печатных аналогов лишь своей мультимедийной (иногда только электронной) формой. При использовании таких ЭУП не представляется возможным освоение индивидуальных информационных фильтров, развитие информационной компетентности обучающихся.
В связи с этим научная проблема заключается в переходе от традиционной (знаниевой) к инновационной (компетентностной) парадигме разработки и применения ЭУП, которые выступают как средство развития информационной компетентности.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; поиск путей восполнения пробела в знаниях; разработка стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации, создание на ее основе нового знания;
2) компетенции пользования информационными технологиями: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифрового / кассетного диктофона, видеокамеры, проектора); осуществление информационного поиска в Интернете; налаживание общения посредством интернет-технологий.
ЭУП не только способствуют обучению учащихся, что само по себе значимо, но и открывают перед учащимися возможности использования информационных технологий. Использование электронных учебников показывает, что уровень знаний у учащихся повышается, возрастает интерес к изучаемому предмету. Происходит это в частности, благодаря тому, что в процессе работы с ним учащийся может моделировать различные процессы, посредствам интерактивных моделей, наглядно отображать динамику процессов на графиках. Интерес к предмету стимулирует и сама форма подачи учебного материала.
Программирование – одна из самых традиционных тем в курсе информатики. Место и вес этой темы в программе курса со временем меняются. Во многих учебных заведениях общего и среднего образования программирование изучается в форме элективного курса или факультатива, в рамках предпрофильной подготовки. Существует множество дополнительной литературы по программированию на языке Паскаль АВС. Это фундаментальное описание синтаксиса и семантики языка с одной стороны, с другой стороны, это сборники решения задач. Для внимательного и вдумчивого прочтения этих учебников, выполнения предусмотренных заданий требуется значительное время.
Методическая подготовка учителя в педвузе
Понятие "профессиональная подготовка" включает в себя " .совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности .". Очевидно, что, если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать ...
Изучение дислалии, как формы нарушения
звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М
Отечественный дефектолог, большое внимание уделял развитию термина «дислалия».
Гриншпун Б.М., как представитель современного этапа логопедии, считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедичес ...
Учебный проект «Книга профессий»
На сегодняшний день классификаций профессий по различным признакам достаточно много. Наиболее интересной является классификация, представленная отечественным психологом Е.А. Климовым. Он выделил пять основных типов профессий:
1. Человек-человек;
2. Человек-знаковая система;
3. Человек-природа; ...