Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Информация о педагогике » Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время » Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Страница 1

Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову).

В последнее время наиболее актуальным становится компетентностный подход. Этот подход как специальное направление в общем образовании зародился в конце 60-х г.г. XX века за рубежом. В определении целей и содержания общего образования указанный подход не является новым и чуждым для российской школы. Однако, данная ориентация не являлась определяющей, поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода необходима опора на международный опыт с учетом традиций и потребностей российского образования.

Компетентностный подход, по мнению западных ученых (Ф.Кумбс, Дж.Равен), ведет к новому видению самого содержания общего образования, его методов и технологий. Отечественные сторонники компетентностного подхода (В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, Л.В.Львов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др.) важнейшим его результатом считают повышение качества образования выпускника школы.

По словам Г.К.Селевко, компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника школы к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. Л.В.Львов, вслед за Э.Ф.Зеером, под компетентностным подходом в общем образовании понимает приоритетную ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социолизацию и развитие индивидуальности.

Использование компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает применение специальных понятий. Разумеется, ключевыми понятиями данного подхода являются «компетентность» и «компетенция». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько их дефиниций.

Компетентность – понятие, обладающее интегративной природой и включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие. Это понятие включает в себя результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Профессиональная компетентность – совокупность образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных компетенций.

Профессионально-педагогическая компетентность – объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Компетенция (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу):

1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу (В.М.Полонский);

2) совокупность знаний и практического опыта в той или иной области (В.Г.Швеммер);

3) общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения (С.Г.Молчанов);

4) совокупность теоретических представлений об объекте и практических способах работы с этим объектом.

Опираясь на культурологический подход, внешним результатом инкультурации будет обретение школьником общекультурной компетенции, которая являет собой владение:

- родным литературным языком,

- общественно-значимыми нормами, правилами, обычаями,

- общественно-значимыми ценностями,

- фоновыми культурными знаниями,

- культурными кодами и смыслами.

Внутренний аспект инкультурации позволяет ребенку «состояться» (т.е. реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных проявлениях) и стать «человеком культуры».

Процесс дальнейшего развития личности, совпадающий с подростково-юношеским возрастом и помогающий человеку «найти себя» (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, протекает в рамках культуризации. В процессе культуризации (более сложном, глубоком и личностно-целеосмысленном) подросток выступает как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.

Культуризация предстает соответственно как процесс обретения культурности в степени осмысленного культуротворчества, совершенствования и плодотворной реализации культуры; сообразной жизненной позиции, гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии.

Внешним результатом культуризации является обретение школьником культурологической компетенции, которая представляет собой:

· сформированность понимания смысла культуры как способа существования человеческого рода,

· сформированность потребности в общении с явлениями культуры, в частности, произведениями искусства,

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности ...

Правила оформления программ
Структурными элементами программы элективного курса являются: титульный лист; пояснительная записка; требования к подготовке учащихся учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методические рекомендации; список литературы. Пояснительная записка включает: аннотацию, обосновани ...

Особенности формирования произношения в 5 классе
На каждом уроке, независимо от его цели, преподаватель обязан обращать внимание учащихся на произношение, что должно находить выражение не только в исправлении ошибок при изучении нового материала, но и в систематическом повторении того или иного ранее изученного фонетического материала. На урока ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru