ü Принцип индивидуальности.
Индивидуальность – системообразующее свойство личности, придающее ей целостность (Е.В. Бондаревская). Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога – это одна из главных задач общеобразовательного учреждения. Поэтому необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности обучающегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
ü Принцип субъектности.
Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности и общения. Поэтому следует помогать ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Педагог должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися.
ü Принцип выбора.
«Я есть мой выбор» (Ж.-П. Сартр). Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора.
Дети должны обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на занятиях и способов их выполнения.
ü Принцип творчества и успеха.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность детского коллектива. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Поэтому важно использовать на учебных занятиях задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
ü Принцип доверия и поддержки.
Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на занятиях активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон, достижению максимально возможных результатов в выполняемой деятельности.
4. Формирование устойчивых представлений о компонентах личностно-ориентированного учебного занятия: целевом, содержательном, организационно-деятельностном и оценочно-аналитическом. Это помогло выявить характерные черты занятия, без знания которых нельзя было начинать деятельность педагогов по конструированию учебных занятий.
Итак, в ходе теоретической подготовки педагогов школы осваивались концептуальные составляющие личностно-ориентированного подхода в общем образовании: его сущностная характеристика, основные понятия, исходные положения и правила, представление об учебном занятии как педагогической системе.
Обработка результатов по основным тестам
Для практического исследования была выбрана гимназия города Тюкалинска, где и проводилась работа с социальным педагогом, родителями и группой детей-подростков.
Испытуемым были предложены тесты, опросники и анкеты.
Исходными (опорными) данными для проведения опроса явились:
субъект социальной пе ...
Общие требования к содержанию и оформлению курсовых работ
Курсовая работа имеет следующую структуру:
титульный лист;
оглавление;
текст работы, структурированный по главам (параграфам, разделам);
заключение;
список литературы;
приложения (при необходимости).
Общий объем курсовой работы не должен превышать 2000 слов, исключая пробелы, рисунки, схемы ...
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизн ...