В качестве необходимых для
эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время нами были выявлены следующие педагогические условия:
· использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки;
· интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков;
· совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.
Кратко охарактеризуем каждое из этих условий.
Первое условие - использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки.
Данная методика является одним из основных компонентов концепции Д.Б.Кабалевского. Целостность и образность в его концепции проявляется, прежде всего, в том, что цели учебных занятий по музыке введены в широкий контекст духовной культуры ребенка, раскрыты пути их реализации в системе – от основных принципов до конкретных методов. Главная идея – воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры.
Задачи музыкального воспитания в общеобразовательной школе:
· формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления, вкуса. (сверхзадача – «музыка-жизнь»);
· формирование у ребенка личностно-нравственного отношения к жизни через музыку, развитие базовых способностей творческого мышления, навыков общения, формирование интеллекта;
· целенаправленное накопление музыкального опыта;
· проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки, прежде всего, на уровне интонационно-слуховой целостности.
При решении каждой из этих задач единственно органичным путем «присвоения» ребёнком общечеловеческих ценностей на уроке музыки является общение учителя и учащихся в русле идей педагогики сотрудничества.
Важно, чтобы в каждой теме каждый раз на новом уровне своего возрастного развития дети убеждались как многообразна музыка, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находят отклик в ней, и как это многообразие всегда говорит по сути об одном – о человеке, о его отношении к миру. Сущность искусства заключается в художественно-образном отражении мира, соответственно и методы воспитания искусством должны быть адекватны этой сущности.
Показательно, что Д.Б.Кабалевский через методы проводит идею формирования духовной культуры музыкой. «Методы – это инструменты прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение детей» (А.С.Макаренко). В частности, выделив методический принцип «сходства» и «различия», композитор подчеркивает, что этот принцип является «сквозным» не только для формирования музыкальной культуры ребенка, но и всей культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений, для всей их учебной трудовой деятельности в школе и вне школы.
Кратко остановимся на каждом из них.
1. Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Один источник – жизнь, один предмет исследования – человек.
2. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней. Этот метод как один из важнейших путей формирования художественно-образного мышления детей. Суть его - личностное присвоение духовных ценностей.
3. Метод созидания композиций. Этот метод требует более широкого творческого применения на практике (оркестр, четырехручие, исполнение классики, движение под музыку, сольное пение). Исполнение очень увлекает ребят, развивает их музыкальность. Большие развивающие возможности заложены в методе музыкального диалога. Исходя из художественного образа, можно придумывать самые разнообразные варианты исполнения музыкального произведения.
4. Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному». Этот метод позволяет накапливать музыкально-слуховой опыт учащихся. «Повторное слушание и исполнение должно стать обычным и даже обязательным», - подчеркивал Д.Б.Кабалевский.
Второе условие - интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков.
Для успешного развития представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время нами используется интеграция общего и дополнительного музыкального образования. Проводится совместная деятельность со школой искусств по музыкальному воспитанию детей. Во внеурочное время учащиеся посещают выставки изобразительного искусства, концерты различных коллективов школы искусств (хореография, театр, эстрадное пение, детские хоровые коллективы, оркестр русских народных инструментов). Ежегодно проводятся совместные мероприятия: календарные праздники, фестивали, концерты художественных коллективов. Формировать духовный мир ребенка позволяют филармонические уроки-концерты, организованные для общеобразовательной школы. Тематика концертов разнообразна по содержанию, с учетом разного возраста школьников: «Эта знакомая и незнакомая классика», «Рождество! Как это было…», «Пусть музыка народная звучит», «Что такое музыка», «Русские народные инструменты», «Рисунок и музыка», «Новогодняя сказка», «Что такое балет».
Положение инженерного образования на сегодняшний день
Для развития инженерного образования в России существует несколько очень важных заделов.
1. Российское общество в целом позитивно настроено к обучению. Число студентов вузов увеличилось в течение последнего десятилетия практически вдвое. В 1990 году на 10 000 жителей в России приходилось 190 студ ...
Порядок аттестации по курсовым работам и оформления ее результатов
Законченная и полностью оформленная работа и ее электронная копия (на диске/дискете) не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии представляется руководителю для проверки и предварительной оценки. Студенты заочной формы (кроме обучающихся в группах выходного дня) обучения предста ...
Педагогическое руководство
эстетическим самовоспитанием школьников
Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное вниман ...