Во внеурочное время учащиеся занимаются в музыкальных кружках:
вокальные ансамбли девочек и мальчиков. Солисты и дуэты выступают на:
- школьных вечерах и мероприятиях, концертах - встречах в детских садах города;
- городских праздниках: «День города Южноуральска», «Городской День Учителя», «Рождественские вечера».
В Доме Культуры «Энергетик» ежегодно проводятся отчётные концерты школы искусств. В концертах принимают участие в качестве слушателей учащиеся общеобразовательных школ. Концерты профессиональных коллективов позволяют во внеурочное время формировать устойчивый интерес детей к явлениям музыкальной жизни, их высокую слушательскую культуру и эмоциональный отклик на музыку, стремление самостоятельно делать выбор в художественно-творческой деятельности, заниматься музицированием, созданием домашней фонотеки. «Восприятие музыки – это познание самого себя» Ф.Лист.
В современных условиях, формируя музыкальную культуру учащихся в урочной и внеурочной деятельности, мы опираемся на национально-региональный компонент. Используя на уроках стихи и музыку уральских поэтов и музыкантов: «Песня о Южноуральске», «Гимн города Южноуральска» (сл. Е.Морозова, муз. Е.Мишустина), мы формируем чувство гордости за свой город, любовь к нему. На уроках часто звучат стихи местных поэтов (Н.Желнина, А.Басова, Н.Еремяшева, Е.Морозова) и сочинения композиторов Южного Урала (А.Кривошея, Е.Гудкова, М.Смирнова, Е.Попляновой, В.Козлова, Л.Долгановой).
Постоянно расширяется круг интересов учащихся в области искусства посредством посещения:
- спектаклей театра оперы и балета имени Глинки: оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова», «Иоланта» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, оперетты «Летучая мышь» Штрауса, «Севастопольский вальс» Листова, балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» Прокофьева, А.Адан «Жизель», «Чипполино» Хачатуряна;
- концертов хоровых коллективов области: Академического хора духовной музыки города Челябинска (В.Михальченко), хоровой студии «Мечта» (В.Шереметьев);
- региональных и областных фестивалей вокально-хоровой музыки «Челябинские композиторы – южноуральцам».
Третье условие - совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.
Формировать духовный мир ребенка продуктивнее всего в совместной деятельности на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества. Именно она «возрождает к жизни художника, дремлющего в душе каждого человека» (К.Станиславский). Художественно-творческая деятельность включает в себя индивидуальную и коллективную творческую деятельность. В художественно-творческой деятельности каждый ребёнок проходит путь: от художественного восприятия – к пониманию художественного языка данного вида искусства; от понимания и сопереживания – к художественному сотворчеству; от сотворчества – к самостоятельному творчеству. Коллективное творчество детей – это труд и общение. Именно здесь происходит формирование коллективистских отношений, где эстетическое, художественное и нравственное не отделимы друг от друга.
Центральное место в коллективной творческой деятельности занимают годовые традиционные праздники:
1. Праздник «День знаний»
2. Праздник «День Учителя»
3. Праздник «Посвящение в первоклассники»
4. Праздник «Осенний бал»
5. Новогодние и рождественские праздники
6. День Святого Валентина
7. Праздник «Моя семья»
8. Фестиваль детского самодеятельного творчества «Весенняя капель»
9. Отчетные концерты для родителей
10. Праздник «Последний звонок»
11. Выпускной бал.
На учебных занятиях используются разные формы индивидуальной и коллективной творческой работы:
- в начальной школе - сольное и коллективное (дуэтное, групповое) исполнение вокальных произведений, музицирование – четырехручье, сольное исполнение инструментальных произведений, использование шумовых музыкальных инструментов, ролевое исполнение;
- в основной школе - групповые формы работы: коллективное прослушивание музыкального произведения и его анализ, вокальное исполнение музыки («про себя» и вслух), выбор и выполнение творческих работ (отзыв, анализ сочинения, сообщение, исследование), взаимопроверка знаний, музыкальные викторины, зачётные уроки; индивидуальные формы работы: сочинение стихов, музыки, сказок о музыке и музыкантах, сольное пение, ролевое исполнение, домашнее музицирование, создание домашней фонотеки, приобретение музыкальной литературы.
Традиционная система образования в Российской Федерации
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции Р ...
Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности ...
Разработка творческих работ для
обучения работе в графических редакторах детей с нарушениями слуха
Описанные в предыдущем параграфе формы, методы и средства обучения, позволили нам разработать творческие работы, выполнение которых наряду с использованием информационных технологий позволяет развивать творческие способности учащихся.
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая ...