Педагогика - предмет, задачи, функции

Информация о педагогике » Педагогика - предмет, задачи, функции

Страница 12

степенью соответствия теоретических знаний и умений их практического использования в профессиональной деятельности.

Для оценки качества образовательного процесса создается «…диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность…», т.е. система педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.

Место педагогического мониторинга в логике педагогического процесса. Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллек­тива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой на­ходится его воспитанник. Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятель­ность, отношения, которые возникают между участниками педаго­гического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избран­ных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует резуль­тативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосред­ственных, опосредованных). На следующем этапе, когда влияния "перерабатываются" в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагно­стирования, прогнозирования; он проектирует возможные вариан­ты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педаго­гическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные "сдвиги" в развитии, образовании и формирова­нии личности школьника. Таким образом, педагогический мони­торинг "присутствует" на всех этапах педагогического процесса.

Из истории вопроса. В разные времена, под разными угла­ми зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, вели­кий русский педагог К. Д. Ушинский писал: "Если педагогика хо­чет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна преж­де узнать его тоже во всех отношениях" (Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950. Т. 8. С. 23). Он советовал педагогам "изучать сколь воз­можно тщательно физическую и душевную природу человека во­обще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства", вести "истории воспитания" каждого ученика. Его высказывания об изучении детей стали крылатыми, являются источниками в со­временной постановке вопроса.

Л. Н. Толстой требовал бережного отношения к ребенку, по­стоянного его изучения. Без этого невозможно воспитывать подра­стающее поколение, утверждал великий гуманист.

Большое внимание к изучению детей мы видим в трудах та­ких видных русских педагогов-психологов, как А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению. Так, А. Ф. Лазуркский внес большой вклад в разра­ботку метода наблюдения за поведением детей, а также обосновал метод естественного эксперимента. П. Ф. Лесгафт требовал всесто­роннего изучения детей для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другие статьи:

Специфические категории специальной педагогики
Специальные категории специальной педагогики: воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Конечная цель - достижение развивающейся ...

История использования текстовых задач в России
В традиционном школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то есть имеет ...

Общая физическая подготовка и ее особенности
Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития. Специальная физическая подготовка – ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru