Разработка занятий в системе детского образования

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » Разработка занятий в системе детского образования

Страница 3

Для того, чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и вогнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, ровно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно присосалась к рейке на доске.

Затем прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину ленточек тщательно вырезают, а затем ножницами заостряют с обеих сторон.

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны к работе.

Схемы различных плетенок и изготовление изделий указано в

Для прорезного орнамента берется береста ровная, гладкая, без сучковых отверстий, наплывов и наростов. Для резных работ необходимы более тонкие пласты (0,5 - 0,8 мм.), которые можно резать, не прилагая больших усилий. Чтобы получить бересту нужной толщины, ее расслаивают. Снятая с дерева береста (пока не просохла) расслаивается сравнительно легко. Высохшую же бересту можно распаривать в горячей воде в течении 3-4 часов и лишь потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах “прилипания" одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить.

Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней и режут орнамент.

Наружный белый слой очищают наждачной бумагой.

Заготовку, которую необходимо украсить прорезной резьбой, располагают на подкладной доске. На ней шильцем по линейке наносят основные части и контуры рисунка: каемки и центральное поле. Затем наносят сам растительный узор центрального поля. Для этого проще всего взять кальку с нарисованным заранее рисунком, наложить ее на заготовку и шилом передавить рисунок на бересту.

Для приобретения навыков резьбы по бересте можно на обрезках, непригодных для изготовления изделий, шилом провести несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга. В этих полосках резать такие простые элементы, как ромбики, треугольники, овалы. Затем можно перейти к выполнению несложных растительных орнаментов и их элементов: трилистника, обрамленного полукруглым стеблем. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научиться выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того, как вырезан весь узор, его элементы отделывают “чертежкой” и прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Аппликация

Бархатистая с сеткой тонких редких полос, поверхность бересты красива в изделиях уже сама по себе, даже без росписи или резьбы. Характерны для окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, т.е. подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Интарсия - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Слова “интарсия" и “инкрустация” часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие “инкрустация” более широкое, т.к. кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы - металл, бисер, перламутр и т.д.

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между разными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый выделяет рисунок.

Разработанный рисунок по частям перерисовывается на бересту определенной текстуры, при этом учитывается направление полос или ее цвет.

Затем кусочки бересты наклеиваются на бумагу и только после этого вырезаются.

При вырезании рисунка обязательно нужно совмещать точки и линии частей рисунка, для того чтобы не исказить изображение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Психологическая структура учебной деятельности
Проблема структуры учебной деятельности и выделения основных ее компонентов является одной из значимых в современной педагогической психологии. Психологические аспекты содержания понятия учебной деятельности являются предметом исследования В.В. Давыдова, А.А. Деркача, Т.В. Ивановой, И.И. Ильясова, ...

Методы осуществления учебного информационного взаимодействия на базе информационных ресурсов портала
В качестве психолого-педагогических условий осуществления УИВ на базе ресурса портала можно выделить: использование педагогически значимой учебной информации, доступной из ресурса; взаимодействие с ресурсом в рамках учебного телекоммуникационного проекта; использование телеконференций образователь ...

Примерное распределение времени на изучение темы "Логарифмические уравнения"
В данном параграфе приведены примеры распределения времени на изучение логарифмических уравнений для профилей, в которых математика не является профилирующим предметом (варианты I и II), и для профилей, в которых математика является профилирующим предметом (варианты III и IV). В зависимости от уро ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru