Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией

Информация о педагогике » Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией » Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией

Страница 1

В экспериментальной части исследования мы определили уровень сформированности психомоторики детей со стертой дизартрией: высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная общая моторика, менее развита мелкая (79%) и мимическая моторика (75%) и наиболее затруднено формирование речевой моторики - уровень выполнения заданий методики №3 составил 73%.

Анализ данных обследования позволил выявить приоритетные задачи коррекционного логопедического воздействия по формированию психомоторики у детей со стертой дизартрией. Исходя из полученных экспериментальных данных мы определили следующие направления работы:

1. Развитие речевой и мимической моторики

2. Развитие мелкой моторики

Раздел 1. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия».

Цель: развитие речевой и мимической моторики.

Раздел 2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: совершенствование мелкой моторики и действий с предметами.

При планировании работы по развитию психомоторики мы использовали практические разработки таких авторов как Аленькина Т.Н., Никитина О.В., Любина Г., Желонкин О., Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т., Селиверстов В.И., Сиротюк А.Л., Ткаченко Т.А., Цвынтарный В.В. и др. Эта работа проводится каждому из указанных разделов в трех направлениях: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Рассмотрим содержание разделов.

Раздел 1. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия».

Цель:

развитие речевой и мимической моторики.

Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз.

1) Упражнения для мышц лба:

поднять брови, расслабить;

нахмурить лоб, поднять брови вверх, расслабить.

2) Упражнения для мышц глаз.

«Солнечный зайчик» - поочерёдно закрывать глаза, зажмурить глаза, открыть, закрыть, прищуриться, открыть.

«Поймай глазами»: следить глазами за движущимся предметом.

«Горький лук»: морщатся, прищуривают глаза.

«Филин»: закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4, широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6

«Далеко - близко». Дети смотрят в окно. Логопед называет вначале удаленный предмет, а через 2 — 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет логопед или ведущий.

3) Мимические упражнения.

«Хоботок»: сложить губы в трубочку, потом расслабить.

«Кружочек»: открыть рот, соединить губы в тугой кружочек, расслабить.

«Бобёр»: показать зубы верхней челюсти, расслабить, показать зубы нижней челюсти, расслабить.

«Заборчик»: максимально оскалить зубы.

«Толстячки и худышки»: надуть щёки, расслабить, втянуть щёки, расслабить.

4) Упражнения для губ.

1) Открыть рот и закрыть.

2) Опустить верхнюю губу на нижнюю.

3) Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

4) Движение вытянутыми губами влево - вправо (круговые движения).

5) Втянуть углы рта и почмокать губами.

6) Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд.

7) Двигать нижнюю челюсть вправо — влево.

8) Имитация жевательных движений.

9) Вибрация губ (фырканье лошади).

5) Упражнения для мышц языка.

1) Расслабление и распластывание языка на нижней губе.

2) Выполнение предыдущего упражнения на верхней губе.

3) Высовывание языка наружу «жалом» (узкого).

4) Высовывание поочерёдно широкого и узкого языка, удержание задан ной позы на счёт до пяти.

5) Круговые движения языком между губами и зубами с закрытым ртом.

6) Касание кончиком языка правого и левого углов рта («часики»), верхней и нижней губы («качели»).

7) Сильно надавливать кончиком языка на верхнюю и нижнюю десну, твёрдое нёбо.

8) Покусывание кончика языка.

9) Движение широким языком вперёд, назад («болтушка»).

10) «Вкусное варенье», облизывание губ с круговыми движениями.

11) Пощелкивание языком («лошадка»).

12)Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание от него со щёлканьем при раскрытых челюстях.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. На всех этапах работы можно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства, карточки с условным графическим изображением эмоций, фотографии. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение, следует проводить инсценировки песен, игры-драматизации, использовать игры типа «Лото». В последнем случае дети сидят на ковре кружком, в центре которого лежат карточки с изображением эмоций (рисунком вниз). Играющие по очереди берут карточки, не показывая их друг другу, затем один ребенок мимически передает изображенную на его карточке эмоцию, а остальные ее угадывают. После этого устанавливается соответствие ответа изображению.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе, при условии учета индивидуальных особенностей познавательных процессов каждого из учащихся и направленности содержания заданий на развити ...

Характеристика программного обеспечения
Операционная система MS Windows Professional 2000, Файловый менеджер Total Commander, комплект прикладных программ MS Office: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access, программа управления (администрирования) рабочими местами учащихся Radmin, антивирусные программы, программы-архиваторы, систем ...

Особенности методики обучения старших дошкольников игре в баскетбол
При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что об ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru