Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией

Информация о педагогике » Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией » Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией

Страница 2

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

открыть широко рот и развести руки в стороны;

округлить губы и руками показать обруч;

вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за руками вперед;

растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки.

Раздел 2. Пальчиковая гимнастика.

Цель:

совершенствование мелкой моторики и действий с предметами.

Эта работа проводится по трем разделам: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами.

Развитию статической координации способствуют такие игры, как «Птички кушают», «Волшебные превращения», «Замри», «Кто пришел в гости», «Фокусник» и др., суть которых заключается в пассивном, пассивно-активном или активном придании кисти ребенка определенной позы. Важно, что основной задачей этого раздела работы является разработка пальцевого праксиса при максимальном использовании доступных движений.

Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики («Сорока-белобока», «Семья», «Дождик» и др.).

В этом же разделе работы используются игры, направленные на развитие умелости и ловкости рук, быстроты и точности движений: «Воздушный шарик», «Попади в цель», «Чья лошадка быстрее?» и др. Например, игра «Воздушный шарик» проводится как соревнование между 2-5 детьми, каждый из которых держит в руках палочку длиной 20 см с привязанным к ней на ленточке воздушным шариком. Под задорную музыку дети наматывают ленточку на палочку: чей шарик приблизится первым, тот и победил.

Развитие двигательной памяти осуществляется на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки («Лиса и Журавль», «Репка», «Теремок» и др.), рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.

Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры.

1) «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1и2, 1иЗ, 1и4, 1и 5, 1и4, 1иЗ, 1и2. Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй пальчик» или «Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».

На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный характер: а) попеременно «здороваются» то 1и2 палец правой руки, то - левой; то же с остальными парами пальцев; б) одновременно «здороваются» 1и2 палец правой руки и 1и5 -левой (т.е. пальцы одной руки «приветствуют» друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой - от большого к мизинцу).

2) «Ладушки». Русский народный вариант игры желательно проводить вместе с проговариванием стихотворений. На 2-ом и 3-ем этапе можно добавить к известным движениям хлопки «локоть о локоть» или «нога о ногу».

3) «Змейки» Ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала «змею» изображает большой палец ведущей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими звуками.

На 2-м и 3-ем этапах данное упражнение усложняется реципрокным характером выполнения (варианты аналогичны упражнению «пальчики здороваются»).

4) «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.

5) «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно.

6) «Щелчки». Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На 2-м и 3-ем этапах во всех упражнениях добавляется двуручное попеременное выполнение. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка, приговариванием: «чик-чик» и т.п.

В эксперименте дети со стертой дизартрией показали недостаточность общей моторики. Поэтому в рекомендации мы включили раздел «Поиграем со своим телом», цель которого - совершенствование общей моторики.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории отечественной педагогики
Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная еще с 20-30-х гг. XX в., в трудах известных педагогов и психологов, т ...

Игра-занятие «Гусь»
Для детей 2,5-3 лет Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода - с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы - длинная, тонкая ше ...

Специфика эпоса
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его ра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru