М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».
Т.Н. Доронова «Радуга».
В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева «Детство».
В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка».
Анализ программ проводится по следующим критериям:
с какой возрастной группы вводится раздел физического воспитания;
раскрыть содержание данного раздела;
имеет ли место нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий.
В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр [14]. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий не предложены.
В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя. Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. В программе не разработаны нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание. В программе «Детство» нетрадиционные формы проведения занятий также не продуманы.
Интересной, на наш взгляд, является программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка». Состоит из нескольких основных разделов:
организация двигательной деятельности;
лечебно-профилактическая работа, закаливание;
планирование и организация физкультурных мероприятий;
диагностика физического развития;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Программа ставит ряд задач:
1) укрепить здоровье детей;
2) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
3) развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
4) создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
5) выявление интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
6) приобщение детей к традициям спорта.
Авторы предусматривают следующие типы занятий:
1) занятия обычного типа;
2) игровые занятия;
3) занятия-тренировки;
4) прогулки-походы;
5) сюжетно-игровые;
6) занятия на спортивных комплексах и тренажерах;
7) занятия, построенные на танцевальном материале;
8) занятия на свободное творчество;
9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».
Проанализировав программы, мы сделали следующий вывод, что во всех программах есть раздел «Физическое воспитание». Обучение физкультуре начинается с первой младшей группы. Во всех программах подчеркивается, что ребенок на физкультурных занятиях должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ребенку пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
История полового воспитания в контексте развития общества
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого ...
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкульту ...
Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существ ...