Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление.
По видообразующему признаку деление может производится – по какому-то основанию – на несколько разных видов. Например, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые.
В дихотомическом делении понятия, деление производится на два вида.
Дихотомия (от греч. dichotomiа - сечение на две части). Объем делимого понятия делится на два противоречащих понятия (А) и (не-А). Например: “Внимание делится на произвольное и непроизвольное”. “Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных”. “Грибы делятся на съедобные и несъедобные”. Иногда понятие (не-А) снова делится на (В) и (не-В), затем (не-В) делится на (С) и (не-С) и т. д. Схема и пример дихотомического деления:
Дихотомическое деление свободно от многих недостатков, прежде всего благодаря своей простоте: родовидовые отношения предельно упрощаются, переходы между понятиями совершаются без затруднений. Но в большинстве случаев его трудно осуществить даже на две-три ступени. Легко, скажем, выделить среди деревьев две дихотомические разновидности: хвойные и лиственные. Однако дальнейшее подразделение хвойных деревьев, например на вечнозеленые и не вечнозеленые, создаст пересекающиеся классы, так как вечнозеленые бывают и среди лиственных деревьев тоже. Еще одним недостатком дихотомии является то, что отрицательное задание противоречащего члена деления оставляет его неопределенным. В целом дихотомическое деление при всех его преимуществах имеет ограниченное значение. В философии пользуется известностью дихотомическое деление, называемое по имени его автора «древом Порфирия». Оно устанавливает родовидовые отношения между основными категориями бытия.
Дихотомическое деление удобно: оно всегда соразмерно, члены деления исключают другу друга, деление производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные и неточные, а художественные произведения на хорошие и нехорошие, ибо четко указать критерий в этих случаях весьма трудно: это понятия с «размытым» объемом.
Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169,
Красноглинского района
Стратегия развития школы-интерната№ 169, Красноглинского района включает в себя следующие инновационные изменения:
содержание образования: включение вопросов социально-экономического воспитания в предметные программы;
усовершенствование методов обучения: исследовательского метода, интерактивных ...
Формулировка игровой цели и игровых задач
Формулировка игровой цели: Игровая цель подразумевает под собой рассмотрение в театрализованной программе и решение препятствия для возвращения домой мальчика Сережи, научив его вежливым словам в игровой форме.
Программа предусматривает решение игровых задач:1.Обучающих: а) умение следовать инстр ...
Становление и развитие этнопедагогики
Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: "Законах царя Вавилонии Хаммурапи" (1792-- 1750 гг. до н.э.), "Законах Ассирии" (вторая половина II тыс. д ...