Даже в настоящее время мотивационная сфера человека очень мало изучена в психологии. Однако, это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету. Ещё с древности до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека вызывал у ученых и философов громадный интерес, что приводило к построению различных гипотез и теорий. Проблема формирования интереса является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это связано с тем, что сейчас существует необходимость внедрения в практику психологических исследований, познания закономерностей человека для регуляции его поведения.
Среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.
Одними из самых известных теорий являются психосексуальная теория З. Фрейда, теория поля К. Левина, теория самоактуализации в гуманистической психологии. Во второй половине XX века появился ряд специальных мотивационных концепций.
Что касается работ советского времени, то сложившиеся основополагающие концепции мотивации предполагали определяющее влияние культурно-исторического опыта и роль организации деятельности. Также была выдвинута идея о базовых потребностях в новизне впечатлений и в признании, при опоре на которые можно воспитать новые мотивы, в том числе и учебные. Некоторыми исследователями потребность в общении признавалась движущей силой развития личности. Также внимание было уделено и вопросу осознаваемости мотив, который, однако, так и не получил однозначного решения. Учебная мотивация младших школьников, особенно постепенное сосредоточение учащихся более на результате обучения, нежели чем на самом учебном процессе, и угасанию познавательного интереса, тоже были рассмотрены во многих работах . В ведущей учебной деятельности младшего школьника отмечены неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса и широкие социальные мотивы долга.
Особое внимание к мотивации характерно для гештальтской психологической школы, которая избрала для своих исследований главным образом область познавательных процессов. Одними из первых, психологи Вюрцбургской школы поставили проблему активности человеческого .
Отставание же в исследовании мотивационной сферы человека можно объяснить и фактом, что в процессе исторического развития на смену интенсивного изучения инстинктов и пришло изучение сознание, разума, интеллекта, которые были признаны главным регулятором человеческой активности. Поэтому многие психологи отказались от исследования потребностей и инстинктов у человека, которые стали предметом преимущественно зоопсихологических исследований. Исследования психологии человека сосредоточились, прежде всего, на познавательных процессах: восприятии, памяти, мышлении и отчасти, но в гораздо меньшей степени, на волевой сфере.
В западной психологии всю первую половину двадцатого века занимали господствующее положение психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным. Позже, в конце 50-х годов, в значительной мере под влиянием психоаналитических представлений исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения.
В соответствии с теоретическими представлениями основоположников данного направления, американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда этот мотив складывается из противоположных мотивационных тенденций - стремление к успеху и избегание неудач. Высокий уровень достижения означал, что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствовал, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегания неудач. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми. И напротив, семьи в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующем становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом.
Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных
техник рисования
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей ...
Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - ...
Формы организации обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию ...