Система средств, способствующих патриотическому воспитанию

Информация о педагогике » Значение фольклора в патриотическом воспитании детей » Система средств, способствующих патриотическому воспитанию

Страница 1

Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.

Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.

П. И. Пидкасистый выделяет средства, отвечающие основным социокультурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

При отборе средств для педагога выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделён любой предмет действительности:

Функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о том явлении, о котором идёт речь и которое рассматривается. Используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщённого явления, которое подвергается анализу .».

Функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление и понимание проблемы, сути того или иного явления.

Функция инструментальная, обеспечивающая ребёнку самостоятельное воздействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

По мнению П.И. Пидкасистого, для педагога наилучшим вариантом является не подбор трёх средств, выполняющих каждую функцию, а совмещение трёх функций в одном предмете. «Трёхфункционаьное средство явялется педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов».

Также любое средство выполняет функцию психологического плана: влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Это обусловлено тем, что в процессе совместной деятельности педагога и детей средство влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или понижая при этом уровень социально-психологических отношений, на фоне которых разворачивается ход деятельности.

«… Нельзя понимать «оптимальное средство как некий предмет, который природа наделила способностью быть таковым. Наделяет педагогическими функциями предмет сам педагог, именно педагог преобразует любой объект мира в воспитательное средство. И делает это он путём тонкой мыслительной операции выявления ценностной сущности объекта: взглянув на него с позиции человеческой жизни, а значит, значимости этого объекта для жизни человека, педагог обнаруживает, что данный конкретный объект есть не что иное, как носитель ценности современной культуры… Педагог мыслью взлетает вверх над миром, абстрагируясь от предметности мира, обозначает значимость объекта для человечества ценностной категорией, а далее вновь «опускается» в предметный конкретный мир и уже с позиции выявленной ценности взирает на предмет, событие, явление, случай, вещь, слово».

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как эти средства слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

аудиальный (лат.audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись;

кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

В практике, в основном, наблюдается единство аудио-, визуально-, кинестетических средств. Но один из каналов всегда доминирует, поэтому танец, например, считается кинестетическим средством, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен (аудиальная составляющая), классическая музыка – аудиальное средство, хотя поза, в которой дети слушают музыку, не менее важна (кинестетическая составляющая).

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования
Эти странички из школьных тетрадей, которым скоро исполнится сто лет, хранятся в музее гимназии №3. Они были обнаружены в макулатуре несколько лет назад. Как же выглядит этот исторический источник? Три обложки тетради, две из которых подписаны: на первой: «Радюкиной 6 класс». А на другой более под ...

Формирование произношения учащихся 5 класса с использованием аутентичного текста
Знакомство с многочисленными правилами чтения букв и буквосочетаний английского алфавита является одной из самых важных задач обучения предмету. Во время прохождения практики в 5 А классе, работая по учебнику "Happy English I" (Т.Б. Клементьевой и Б. Монка), я попробовала в рамках прогр ...

Основные проблемы детей из неполной семьи
Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru