Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса » Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса

Страница 2

Согласно этой методике, выделяются следующие уровни мотивации учения:

1 уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

2 уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

3 уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

4 уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отрицательное эмоциональное отношение к учению;

5 уровень - резко отрицательное отношение к учению.

Задачей было выявить средний показатель уровня у учащихся и провести анализ работ, исходя из сочетаний результата по разным шкалам, интерпретировать то эмоциональное отношение к учебе, которые пятиклассники испытывают.

Что касается оценки детских рисунков, рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием данного интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать .

Первыми исследованиями эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку были работы А.М. Шуберта, проведенные еще в 1928 году. Как утверждается, своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка, сколько его эмоционально - волевой сферой - тоном настроения, интересами, активностью, прочее.

Было выявлено, что, например, дети очень подвижны чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных - бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; уплотненность, закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств - свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка .

Являясь одним наиболее распространенных методов изучения продуктов деятельности учащихся в школе, оценка рисунка также была использована в данном исследовании. Тематика была привязана к предмету исследования и сформирована следующим образом: "Что мне нравится в школе?" В критерии оценки входят не только то, что изображают учащиеся, но и то, как они нарисовали свой рисунок: стиль, выбранные цвета, манера рисования. В этот же раздел можно отнести и метод изучения школьных сочинений. Этот метод (также как и метод индивидуальной беседы) дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся. Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет. Однако из-за достаточного количества методов исследования по заданной теме, этот метод в данной работе использоваться не будет.

При оценке рисунков использовались следующие критерии: при несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов.

Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе. При этом учитывается сюжет рисунка. Например, различные учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и так далее. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных мотивов (30 баллов). Ситуации не учебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и прочее, свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов). Игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне) характерны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Знаменитые художники-иллюстраторы
Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Большая ответственность в этом бл ...

Изучение дислалии, как формы речевого нарушения, в работах Правдиной О.В
Отечественный дефектолог, большое значение уделяла развитию дислалии, т.е. именно она предприняла попытки к изменению термина «косноязычие» на термин «дислалия» – расстройство речи. Как я уже писала в предыдущей главе, Правдина О.В. вместо общепринятых трех форм дислалии выделяет только две: орган ...

Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков
Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru