Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса » Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса

Страница 1

Итак, при анализе литературы и методических источников по теме мотивации было выявлено, что результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса её формирования. Зная необходимость исследования мотивации, мотивов и эмоций, способствующих появление и удержанию у пятиклассников к предмету иностранного языка, были выделены некоторые методики для достижения этой цели.

Одним из эффективных, однако, требующим большого количества времени методов, является наблюдение. Этот широко известный в психологии и педагогике метод предполагает наблюдение повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся. Метод является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Важной характеристика метода заключается в том, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения.

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение как целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Также, исходя из того, что хорошо успевающие ученики обычно имеют высокую мотивацию, целью изучения стали оценки контрольного класса. С оценкой связаны и социальные мотивы - это, подчас, уважение одноклассников, хорошее отношение учителя и похвала со стороны родителей учащегося.

В связи с этим уместен был анализ успеваемости учащихся. Как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе была включена беседа с преподавателем иностранного языка в контрольных классах и классным руководителем. Беседа является сбором предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования .

Важным фактором влияния на формирование интереса в пятом классе становится коллектив. Так как переоценить этот компонент просто невозможно, диагностики по определению сплоченности коллектива, наличия связей и группировок и характера атмосферы внутри класса. Для этих целей идеально подходят социометрический срез и опросники. Социометрические методики и различные опросники призваны установить структуру личных отношений в группе учащихся, в определении социального статуса каждого ученика. В данном случае учащимся предлагалось написать имена трёх учащихся, которых бы они пригласили на день рождения.

Однако, учитывая, что в определении социометрического статуса возможен субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно для младшего подросткового возраста, решено было использовать в дополнении опросник "Мой класс" .

Для диагностики в сфере мотивации учения и эмоционального отношения к учению была использована методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности в модификации А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Эта методика проводится фронтально с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, задать вопросы, если что-то неясно. После этого учащиеся работают самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции 10 - 15 минут. Методика содержит шалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник. Каждая шкала состоит из десяти пунктов. Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка "4" отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, "Я сержусь"). Другие (например, "Я спо­коен", "Мне скучно") сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности. Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов. Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ
Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. "детство - от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 ...

Понятие, структура и функции Я-концепции
Термин "Я-концепция" (на английском "self-conception", дословно "концепция себя") появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины "образ себя", "самосознание". Я-концепция - ...

Происхождение названия Орша. Версия первая
Говоря о происхождении названия Орша, необходимо очень осторожно и критически относится к версии , которая связывает его со словом “рэшутай”(орешник). На сегодняшний день нет подтверждающих сведений об как будто больших зарослях орешника в прошлом на берегу Ршы , как в прошлом, бесспорно , называл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru