Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлечь модель логических уровней, разработанную Р.Дилтсом на основе работ Г.Бэйтсона и Б.Рассела. Большая часть традиционных методик и многие интерактивные подходы и технологии, к сожалению, исходят из традиционной логики построения данной научной области. Но необходимо исходить из естественной логики познания, которая свойственна психофизиологии человека, а не из логики организации таких научных областей, как "лингвистика" и "иностранный язык".
Проблема соотношения воспитания, развития и обучения ребенка получала новое решение. Основные тенденции в решении этой проблемы были выделены Л.С. Выготским, который считал, что согласно одной системе взглядов, развитие ребенка происходит независимо от педагогических воздействий.
Другая позиция — развитие природы ребенка обусловлено воспитанием и обучением (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). При таком подходе воспитание и обучение как процессы присвоения способностей являются необходимой и всеобщей формой развития ребенка.
В настоящее время вряд ли кто будет оспаривать развивающую функцию обучения. Но неясным является соотношение обучения и воспитания. В дидактике соотношение «воспитание - обучение» отражено в законе единства воспитания и обучения. Воспитание и обучение различны, но они имеют разные цели: обучение имеет главной задачей вооружение учащихся знаниями, навыками; воспитание направлено на формирование нравственных идеалов и овладение норм коммуникативного поведения. В то же время в силу их единства они связаны друг с другом: обучение всегда является воспитывающим, а воспитание выступает в неразрывной связи с обучением. Содержание связи между обучением и воспитанием уточняется с помощью норм коммуникативного воспитания и всестороннего развития в процессе обучения.
Однако возник вопрос: каков характер связи между обучением и воспитанием? Это может быть: обучение — главная цель, воспитание — желательный, но побочный продукт; обучение как часть воспитательного процесса; обучение — одно из средств воспитания.
Ответ на данный вопрос содержится в исследованиях ряда психологов и философов. О.Виноградова в своей работе пишет: «Поскольку развитие деятельностных способностей и сущностных сил человека и есть подлинная цель коммунистического общества, постольку производству человека . здесь подчинены все другие его виды и формы».
Система воспитания, поэтому, должна играть важную регулирующую роль во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и школьной. Таким образом, связь воспитания и обучения — не обучение и воспитание, а обучение как средство воспитания, которому отводится в школе и в обществе главенствующая роль. Согласно «Концепции общего среднего образования», одобренной съездом учителей, развитие, демократизация и гуманизация — основные моменты идеологии новой школы.
Состав класса и его психологическая характеристика
В списочном составе 5 класса , где я проходила практику, 24 учащихся, из них 15 девочек, 9 мальчиков. Изучение иностранного языка в пятом классе в данной школе находилось на начальной стадии, и дети только начинали знакомиться с особенностями устной и письменной английской речи, а также с ее фонет ...
Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований
.Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Т ...
Этапы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному
языку
Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения ...