Пути повышения речевой активности учащихся

Информация о педагогике » Пути повышения речевой активности учащихся

Современная модель образовательного процесса в области обучения иностранному языку ориентирована на личностную парадигму, которая позволяет учащимся конструировать приобретаемые знания, умения и навыки так, чтобы взаимодействовать, общаясь с другими участниками учебного процесса.

Изменившиеся условия вызвали новые подходы к обучению иностранным языкам, заставили по-новому посмотреть на традиционные проблемы школьного обучения. Формирование коммуникативной компетенции как цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на уроке. Но практика показывает, что теоретические методы, положения и подходы очень редко реализуются в школах нашего города, притом, что наши ученики изначально сталкиваются с большим количеством трудностей, связанных с изучением иностранного языка.

Во-первых, школы не имеют возможность создать условия для контакта школьников с носителями изучаемого языка, во- вторых, существует проблема билингвизма, по этой причине школьникам трудно дается иностранный язык. Многие отечественные и зарубежные ученые исследовали явление билингвизма и условия его проявления (Л.В. Щерба, А.А. Миролюбов, Л.С. Выготский).

Между тем наблюдения убеждают, что проблема внедрения новых педагогических технологий в процесс обучения иностранному языку, является актуальной на фоне устаревшей малопродуктивной модели обучения.

Анализ научных и психолого-педагогических источников по изучаемой проблеме показывает, что вопросы, связанные с модернизацией процесса обучения иностранному языку в общеобразовательных школах, привлекают достаточное внимание ученых (Р. Дилтс, Г. Бэйтсон, Б. Рассел). Но, вместе с тем, проблема внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс, остается недостаточно исследованной.

Актуальность и теоретическая неразработанность названных проблем, а также потребность в практическом применении новых технологий обусловили тему исследования. Проблема выбора темы связана с тем, что старая образовательная система обучения иностранным языкам требует внедрения новых современных технологии, для повышения эффективности уровня подготовленности в области иностранных языков.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая реализация новых путей повышения речевой активности учащихся на уроках иностранного языка.

Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе с применением новых педагогических технологий.

Предмет исследования - методика организации не традиционных форм работы на уроках иностранного языка, новые информационные и педагогические технологии как средства повышения речевой активности учащихся.

Гипотеза исследования. Процесс обучения иностранному языку в современной общеобразовательной школе будет эффективным при условии оптимального использования новых педагогических технологий обучения иностранному языку.

Цель и гипотеза исследования позволили сформулировать конкретные задачи:

1) рассмотреть новые педагогические подходы к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе;

2) стимулировать коллективно – личностного обучение, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся и участия учеников в межкультурной коммуникации на изучаемом языке;

3) выявить методы, приемы и активные виды деятельности, способствующие повышению активности учащихся и их интереса к предмету иностранный язык;

4) проверить эффективность использования новых педагогических и информационных технологий в условиях общеобразовательных школ.

Методологическую основу исследования составили: принцип коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку, концепция личностно-ориентированного обучения, учет лингвострановедческих особенностей изучаемого языка. К исследованию привлечены учебные пособия, сборники научных трудов преподавателей различных высших учебных заведений, публикации в специализированных журналах.

В качестве теоретической основы использованы исследования по общетеоретическим аспектам обучения иностранному языку (Э.Г.Азимов, В.Ю.Большаков, Н.Ф.Бориско), специальные работы по проблемам личностно- ориентированного обучения иностранным языкам (О.Виноградова, Н.В.Елухина, А.С.Комаров), теоретические разработки в области педагогики и психологии обучения иностранным языкам (А.В.Крутских, А.А. Леонтьев, Ю.И.Леднев, И.Б.Смирнов и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов:

- теоретические методы (анализ научной литературы по вопросам методики обучения иностранным языкам, дидактике и педагогической психологии);

- педагогическое моделирование;

-обобщение педагогического опыта;

- эмпирические методы (прямое, включенное наблюдение, и оценка речевой деятельности обучаемых).

Основной опытно-экспериментальной базой стала школа-лицей № 39 г. Махачкала.

Личное участие автора работы состоит в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой работе и непосредственном руководстве и осуществлении опытно- экспериментальной работы.

Организация исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап - поисково-теоретический. Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа педагогической, психологической и методической литературы; формировалась общая гипотеза внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс; разрабатывались основные методические подходы повышения мотивации и речевой активности учащихся.

Второй этап – экспериментальный. Проводился эксперимент, целью которого была реализация одной из современных педагогических технологий в условиях общеобразовательных школ города.

Третий этап – обобщающий. Результаты опытного эксперимента исследовались и, в результате, были сформулированы выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- анализируется проблема внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий как способа повышения речевой активности учащихся школ;

- проводится эксперимент по определению эффективности использования новых технологий в условиях школ города.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании важности личностно-ориентированного и коммуникативно-направленного принципов обучения иностранному языку.

Практическая значимость работы. Испытана и внедрена в учебный процесс методика проведения нетрадиционной формы урока - урока-деловой игры.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается совокупностью использованных методов, соответствующих предмету исследования. Они адекватны поставленным целям и задачам. Логика исследования методически обоснована. Апробация работы проводилась в школе-лицее № 39 г. Махачкала и на конференции, проводимой в апреле 2010 г. в ДГПУ.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формируется гипотеза, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формируются положения, выносимые на защиту, описывается база и этапы исследования.

В первой главе «Дидактико-методические основы обучения иностранному языку в современной общеобразовательной школе» рассматриваются научные основы методики обучения английского языка в современной общеобразовательной школе.

Во второй главе «Использование новых педагогических технологий в целях повышения речевой активности учащихся на уроках английского языка» речь идет о современных педагогических и информационных технологиях и эффективности их использования в обучении иностранному языку. Выявлены условия формирования у учащихся речевых навыков и стойкой положительной мотивации в процессе обучения иностранному языку.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы по эффективности использования новых педагогических технологий, отмечаются направления дальнейшего исследования.


Другие статьи:

Специфика процесса обучения
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий "логика учебного предмета" и "логика учебного предмета". Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы д ...

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Теорема Пифагора»
Тип данного урока относится к уроку изучения нового материала. Его основная цель - усвоение теоремы Пифагора и формирование умений применять теорему Пифагора при решении задач разной степени трудности. В данном фрагменте представлен необычный способ проверки выполнения домашнего задания в коллект ...

Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств
Общие методы решения уравнений В методической литературе принято все методы, на которых основана школьная линия уравнений и неравенств с 7 по 11 классы, делить на три группы: метод разложения на множители; метод введения новых переменных; функционально-графический метод. В данной работе мы ра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru