Современная модель образовательного процесса в области обучения иностранному языку ориентирована на личностную парадигму, которая позволяет учащимся конструировать приобретаемые знания, умения и навыки так, чтобы взаимодействовать, общаясь с другими участниками учебного процесса.
Изменившиеся условия вызвали новые подходы к обучению иностранным языкам, заставили по-новому посмотреть на традиционные проблемы школьного обучения. Формирование коммуникативной компетенции как цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на уроке. Но практика показывает, что теоретические методы, положения и подходы очень редко реализуются в школах нашего города, притом, что наши ученики изначально сталкиваются с большим количеством трудностей, связанных с изучением иностранного языка.
Во-первых, школы не имеют возможность создать условия для контакта школьников с носителями изучаемого языка, во- вторых, существует проблема билингвизма, по этой причине школьникам трудно дается иностранный язык. Многие отечественные и зарубежные ученые исследовали явление билингвизма и условия его проявления (Л.В. Щерба, А.А. Миролюбов, Л.С. Выготский).
Между тем наблюдения убеждают, что проблема внедрения новых педагогических технологий в процесс обучения иностранному языку, является актуальной на фоне устаревшей малопродуктивной модели обучения.
Анализ научных и психолого-педагогических источников по изучаемой проблеме показывает, что вопросы, связанные с модернизацией процесса обучения иностранному языку в общеобразовательных школах, привлекают достаточное внимание ученых (Р. Дилтс, Г. Бэйтсон, Б. Рассел). Но, вместе с тем, проблема внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс, остается недостаточно исследованной.
Актуальность и теоретическая неразработанность названных проблем, а также потребность в практическом применении новых технологий обусловили тему исследования. Проблема выбора темы связана с тем, что старая образовательная система обучения иностранным языкам требует внедрения новых современных технологии, для повышения эффективности уровня подготовленности в области иностранных языков.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая реализация новых путей повышения речевой активности учащихся на уроках иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе с применением новых педагогических технологий.
Предмет исследования - методика организации не традиционных форм работы на уроках иностранного языка, новые информационные и педагогические технологии как средства повышения речевой активности учащихся.
Гипотеза исследования. Процесс обучения иностранному языку в современной общеобразовательной школе будет эффективным при условии оптимального использования новых педагогических технологий обучения иностранному языку.
Цель и гипотеза исследования позволили сформулировать конкретные задачи:
1) рассмотреть новые педагогические подходы к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе;
2) стимулировать коллективно – личностного обучение, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся и участия учеников в межкультурной коммуникации на изучаемом языке;
3) выявить методы, приемы и активные виды деятельности, способствующие повышению активности учащихся и их интереса к предмету иностранный язык;
4) проверить эффективность использования новых педагогических и информационных технологий в условиях общеобразовательных школ.
Методологическую основу исследования составили: принцип коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку, концепция личностно-ориентированного обучения, учет лингвострановедческих особенностей изучаемого языка. К исследованию привлечены учебные пособия, сборники научных трудов преподавателей различных высших учебных заведений, публикации в специализированных журналах.
В качестве теоретической основы использованы исследования по общетеоретическим аспектам обучения иностранному языку (Э.Г.Азимов, В.Ю.Большаков, Н.Ф.Бориско), специальные работы по проблемам личностно- ориентированного обучения иностранным языкам (О.Виноградова, Н.В.Елухина, А.С.Комаров), теоретические разработки в области педагогики и психологии обучения иностранным языкам (А.В.Крутских, А.А. Леонтьев, Ю.И.Леднев, И.Б.Смирнов и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов:
- теоретические методы (анализ научной литературы по вопросам методики обучения иностранным языкам, дидактике и педагогической психологии);
- педагогическое моделирование;
-обобщение педагогического опыта;
- эмпирические методы (прямое, включенное наблюдение, и оценка речевой деятельности обучаемых).
Основной опытно-экспериментальной базой стала школа-лицей № 39 г. Махачкала.
Личное участие автора работы состоит в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой работе и непосредственном руководстве и осуществлении опытно- экспериментальной работы.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.
Первый этап - поисково-теоретический. Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа педагогической, психологической и методической литературы; формировалась общая гипотеза внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс; разрабатывались основные методические подходы повышения мотивации и речевой активности учащихся.
Второй этап – экспериментальный. Проводился эксперимент, целью которого была реализация одной из современных педагогических технологий в условиях общеобразовательных школ города.
Третий этап – обобщающий. Результаты опытного эксперимента исследовались и, в результате, были сформулированы выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- анализируется проблема внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий как способа повышения речевой активности учащихся школ;
- проводится эксперимент по определению эффективности использования новых технологий в условиях школ города.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании важности личностно-ориентированного и коммуникативно-направленного принципов обучения иностранному языку.
Практическая значимость работы. Испытана и внедрена в учебный процесс методика проведения нетрадиционной формы урока - урока-деловой игры.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается совокупностью использованных методов, соответствующих предмету исследования. Они адекватны поставленным целям и задачам. Логика исследования методически обоснована. Апробация работы проводилась в школе-лицее № 39 г. Махачкала и на конференции, проводимой в апреле 2010 г. в ДГПУ.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формируется гипотеза, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формируются положения, выносимые на защиту, описывается база и этапы исследования.
В первой главе «Дидактико-методические основы обучения иностранному языку в современной общеобразовательной школе» рассматриваются научные основы методики обучения английского языка в современной общеобразовательной школе.
Во второй главе «Использование новых педагогических технологий в целях повышения речевой активности учащихся на уроках английского языка» речь идет о современных педагогических и информационных технологиях и эффективности их использования в обучении иностранному языку. Выявлены условия формирования у учащихся речевых навыков и стойкой положительной мотивации в процессе обучения иностранному языку.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы по эффективности использования новых педагогических технологий, отмечаются направления дальнейшего исследования.
Специфика процесса обучения
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий "логика учебного предмета" и "логика учебного предмета".
Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы д ...
Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Теорема Пифагора»
Тип данного урока относится к уроку изучения нового материала. Его основная цель - усвоение теоремы Пифагора и формирование умений применять теорему Пифагора при решении задач разной степени трудности.
В данном фрагменте представлен необычный способ проверки выполнения домашнего задания в коллект ...
Использование свойств функций при решении уравнений
и неравенств
Общие методы решения уравнений
В методической литературе принято все методы, на которых основана школьная линия уравнений и неравенств с 7 по 11 классы, делить на три группы:
метод разложения на множители;
метод введения новых переменных;
функционально-графический метод.
В данной работе мы ра ...