Для обобщения материала, написанного в научной работе, мне бы хотелось привести схему, которая наглядно отображает все этапы развития дислалии в отечественной логопедии:
В 30 – 50 – е года 20 века
, дислалия в логопедической практике находилась на ранней стадии своего развития. Хватцев М.Е. впервые в отечественной логопедии ввел понятие «косноязычие», применительно к дислалии, обозначив им неспособность правильно произносить и образовывать некоторые звуки или ряды звуков. Данный термин явился своеобразной базой, фундаментом для дальнейшего изучения дислалии, как самостоятельного речевого нарушения.
В 60-х годах 20 столетия
наблюдаются существенные изменения относительно данной речевой патологии. Правдина О.В. кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет вместо него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное нарушение речи. Да, косноязычие с физиологической точки зрения соответствует принятому в логопедии термину «дислалия», но от него нужно строго отличать расстройство речевой функции, имеющие с ним некоторое внешнее сходство, но различные по этимологии, патогенезу и общей симптоматик. Мне бы хотелось выделить ряд факторов, отличающих классификацию форм дислалии Правдиной О.В. от классификации Хватцева М.Е.:
Ø В отличие от Хватцева М.Е., который выделил три формы дислалии (органическую, функциональную и механическую), Правдина О.В. создает собственную классификацию, где исключает нарушения, обусловленные дефектами слуха и выделяет только две формы дислалии: функциональную и механическую, причем в состав последней была включена ринолалия.
Ø Правдина О.В. объединяет два понятия органическая и механическая дислалия, и вводит одно общее понятие для всех случаев неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Это понятие «механическая дислалия».
Ø В своей классификации Хватцев М.Е., относит к понятию «функциональная дислалия» случаи, обусловленные мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка и слабостью выдыхаемой струи воздуха. Правдина О.В. полностью отказывается от данной трактовки, и дает свою. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют); от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка, что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.
Я думаю, необходимо выделить очень важный фактор, свидетельствующий об общности взглядов двух отечественных логопедов. Он состоит в том, что Хватцев М.Е. и Правдина О.В. среди нарушений голоса, темпа речи, организации речи, смогли выделить нарушения произношения, и дать им, хотя и различную, но свою трактовку («косноязычие» и «дислалия»). Это явилось важным шагом на пути изучения речи.
На мой взгляд, очень интересным является то, как произошла эволюция термина «дислалия» в логопедической практике. Ведь, от достаточно сложной классификации Хватцева М.Е., где такое разнообразие форм и этимологий дислалии, Правдина О.В. на основе большого клинического материала выделяет на ее взгляд самое существенное! Но именно благодаря Борису Моисеевичу Гриншпуну, который в своей работе подчеркивает, что необходимо учитывать каким является дефект, фонетическим или фонематическим были выделены еще три формы дислалии:
1. акустико-фонематическая,
2. артикуляторно-фонетическая,
3. артикуляторно-фонематическая.
Гриншпун Б.М. не отказывается от классификаций, предложенных ранее его коллегами, он не пытается их опровергнуть. Его современный взгляд на трактовку данного речевого нарушения – это свидетельство структурной сложности такого дефекта, как дислалия.
В своей классификации Гриншпун Б.М. подошел к детальному анализу дислалии, как формы речевого нарушения. Если в основе классификаций, предложенных Правдиной О.В. и Хватцевым М.Е., лежат случаи неправильного звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами органов речи и т.д., а также как результатов воздействия социальных факторов, то классификация Гриншпуна Б.М. представлена дефектами фонетического и фонематического характера.
Основные затруднения учащихся по освоению материала по теме «Движение» и их
причины, связанные с особенностями когнитивных процессов подростков
Геометрия является одной из самых сложных учебных дисциплин и вызывает у школьников определенные трудности. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике, в частности геометрии, учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предме ...
Универсальные учебные действия
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени НОО у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и информационные учебные действия как основа умения учиться.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формир ...
Особенности восприятия геометрического материала
Долгие годы геометрия как учебный предмет в школе строилась на дедуктивной (аксиоматической) основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления.
Вместе с тем основной целью изучения геометрии признавалось и развитие пространственных представлений (вообра ...