Урок № 1.
Тема: Знакомство с элементами росписи.
Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи.
Задачи:
· Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи.
· Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и навыки в изображении симметричной фигуры.
· Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, усидчивость, трудолюбивого человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
· для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски;
· для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
1. Тема урока.
2. Чистый лист для работы учителя.
3. Наглядное пособие (элементы орнамента).
4. Наглядное пособие (элементы орнамента).
План урока:
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Итог урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
Учитель объясняет значение в народном искусстве башкирского орнамента, который является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхняя и нижняя полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга. В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый, а в узорах налобных повязок – хараусов – имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика скотоводческого народа и более позднее его модификации: спиралевидные и S – образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями. Кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков. Эти элементы никогда не повторяются у мастериц в композициях узоров, а все время варьируются, превращаясь то в сплошной ковровый узор, то в причудливые сочетания фантастических образов. Ромбический мотив составляет земледельческую основы башкирского орнамента, а ромб постепенно становится программой Жизни и Блага. Ромб, также как и кускар, интерпретируется то в своей плоскости, то со своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны. Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется он как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство. Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. По ходу урока показываю элементы видов росписей. Объясняю ребятам, что почти каждый элемент в башкирской росписи симметричен. Поэтому его легко вписать в геометрические фигуры – прямоугольник или квадрат. Показываю пример росписи на листе бумаги, прикрепленном на классной доске.
3. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать правильное выполнение на классной доске.
Закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной
педагогики
Развитие научного знания в течение определенного исторического периода часто приводит к тому, что новое знание находится в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения только прошлого опыта. Такая оболочка может оказаться слишком тесной, чтобы включить в себя новый опыт. Изменение или с ...
Дидактические цели использования информационных ресурсов портала
Дидактические цели, преимущества и основные методы использования сетевых информационных образовательных ресурсов для участников образовательного процесса: преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихся или студентов), родителей.
Целями использования информационных ...
Конструирование по модели
Конструирование по модели, разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклее ...