4. Итог урока: домашнее задание потренироваться в рисовании элементов башкирской росписи.
Урок № 2.
Тема: Использование росписи в украшении одежды башкир.
Цель урока: Выполнить эскиз одежды с элементами башкирской росписи.
Задачи:
· Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов одежды.
· Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, совершенствовать навыки, полученные ранее.
· Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
· для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски, примеры башкирской национальной одежды;
· для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
1. Тема урока.
2. Лист с рисунком для работы учителя красками.
3. Наглядное пособие (различные элементы орнамента).
4. Наглядное пособие (виды росписи одежды).
План урока:
1. Организационная часть.
2. Показ лучших работ прошлого урока
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Итог урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Показ лучших работ учащихся.
3. Объяснение нового материала.
Теоретическая часть.
Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием. Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла. Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани. Верхние халаты и камзолы были повседневной и праздничной одеждой в течение всего года. Их украшению уделялось большое внимание. Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий цвет. В стариной, белой одежды красной была отделка – вышивка, аппликация. Для верней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани. На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины – каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Оригинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накостники. Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески – выполнялись в технике чеканки, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы. Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры. В зависимости от назначения предмета выбирался узор и предпочтительный способ его выполнения, выбиралась расцветка, устанавливалось соотношение орнамента и фона, масштаб фигур, выдерживался привычный тип композиционного построения рисунка. При создании одежды учитывалась также специфика костюма: функциональное назначение отдельных элементов костюмного комплекса, возможности их варьирования с учетом разных бытовых условий и возрастных категорий членов общества. На формирование каждого элемента костюма влияли принятый стиль украшения и, естественно, традиционный покрой. В сложении народного комплекса большое значение имела и сама природа одежды: ее объемность, подвижность, отсутствие обусловленного внешнего фона.
Практическая часть.
Изобразить людей в национальной башкирской одежде с использованием башкирского орнамента. Напомнить учащимся как строится фигура человека. Первоначально продумывается эскиз самого костюма. Одежда украшена декоративными элементами: красные, черные полосы окаймляли края бортов, подолы и концы рукавов, четко разграничивают каждый элемент на подоле. В основе орнаментальных мотивов, используемых в костюме, лежит растительный орнамент.
4. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель работает индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращает внимание всего класса, т.е. показывает пример правильного исполнения, исправляя ошибки учащихся на классной доске.
Общая направленность личности
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. Под направленностью личности понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побуждений человека. Направленность по ...
История города Орша
Орша расположена в верхнем течении реки Днепр, частично на склонах Оршанской возвышенности. Ее координаты: 54 градуса 30 минут северной широты и 30 градусов 25 минут восточной долготы.
Орша — центр Оршанского района, расположенного на юго-востоке Витебской области. Город является крупным узлом же ...
Изучение дислалии, как формы нарушения
звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М
Отечественный дефектолог, большое внимание уделял развитию термина «дислалия».
Гриншпун Б.М., как представитель современного этапа логопедии, считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедичес ...