5. Итог урока: в конце урока показывает наиболее удавшуюся работу ученика, задаю домашнее задание: закончить работу дома.
Урок № 3.
Тема: Применение росписи на посуде.
Цель урока: Выполнить эскиз посуды с элементами башкирской росписи.
Задачи:
· Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов на объемной форме, напомнить о понятии – стилизация.
· Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, эстетический вкус, фантазию, совершенствовать технику работы простым карандашом и цветом.
· Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, бережное отношение к предметам искусства.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
· для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, лист бумаги с изображением посуды, выполненной простым карандашом, кисть, акварельные краски.
· для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
1. Тема урока.
2. Лист с рисунком для работы учителя красками.
3. Наглядное пособие (элементы орнамента).
4. Наглядное пособие (виды росписи посуды).
План урока:
1. Организационная часть.
2. Показ лучших работ прошлого урока
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Итог урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Показ лучших работ учащихся.
3. Объяснение нового материала.
Теоретическая часть по изготовлению кожаной утвари
Кожаная утварь – оригинальная область материального быта, непосредственно связанная с кочевьями. Легкая и удобная в употреблении, необычайно прочная, она с самого начала была рассчитана на использование в пути. Кожаную посуду могут шить из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, козы, теленка. Из них делали разнообразную по форме и размерам утварь – от емких мехов для хранения кумыса до небольших походных фляжек. Плотные коровьи и бычьи шкуры использовались для ведер и кадок. Из шкур овец и коз изготавливали бурдюки и сумки. Берестяная утварь. Легкая и гибкая, не пропускающая влагу береста нашла широкое применение у многих групп башкир. Производство берестяной утвари было неразрывно связано с березовыми лесами. Утварь из бересты была разнообразной. Она отличалась не только формой, размерами, но и техникой исполнения. Наблюдались некоторые местные особенности и в эксплуатации ее в быту. Прямоугольные кузовки и короба, берестяные прямоугольные лотки выполнялись из цельного куска бересты; берестяные бураки-банки и туески с деревянным дном служили для хранения соли, масла, сметаны. Деревянная утварь. Среди бытовой утвари башкир преобладала посуда из дерева, гончарства башкиры не знали. Металлическая утварь служила только для приготовления пищи: предметами первой необходимости являлись чугунный котел и самовар. При выделке утвари использовали как дерево, так и подсобные древесные материалы. Повсеместное применение находили кора и береста. В долинах рек плели корзины из ивы и тальника. В северных районах делали кошели из лыка. Деревянные изделия находили широкое применение в быту. В кадках разной величины хранили муку, зерно, топленый жир, солонину и другие припасы. Всевозможная посуда из дерева использовалась на кухне: чаны, кадки, лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварешки, скалки и другие необходимые для приготовления пищи предметы были также изготовлены из древесных материалов.
Практическая часть.
Чтобы было красиво в доме, за столом башкиры украшали свою посуду росписью. В росписи посуды могут быть использованы как геометрические, так и растительные орнаментальные композиции. По желанию учащиеся выполняют эскиз росписи пиалы или блюдца, выполняют работу цветом (напомнить, что в башкирской росписи используется красная, желтая, черная, зеленая и оранжевая гамма). Показать учащимся примеры выполненных работ. Напомнить – как нужно работать с красками.
4. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель работает индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращает внимание всего класса, т.е. показывает пример правильного исполнения, исправляя ошибки учащихся на классной доске. Обращает внимание на осанку учащегося, т.е. как он сидит.
5. Итог урока: в конце урока показывает наиболее удавшуюся работу ученика, задает домашнее задание: закончить работу дома. Посмотреть в журналах или газетах изображение ковров с башкирским орнаментом.
Роль и место движений в геометрии
Идея геометрических преобразований как основы геометрии установлена еще немецким математиком Феликсом Клейном на базе теории групп в «Эрлангенской программе» 1872 года. Этот документ свидетельствует о том, что понятие геометрического преобразования играет в геометрии основополагающую роль и может ...
Операции над объектами векторного изображения. Работа с текстом
На изучении этой темы в школьной программе отводится два часа. Включает в себя два параграфа. Изучив данную тему, учащиеся научатся совершать основные операции над объектами векторного изображения и работать с текстом.
Для ускорения и облегчения работы пользователя в графических редакторах предус ...
Оценка как элемент управления качеством
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую ц ...