Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа неблагополучных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. Уменьшение рождаемости, сокращение населения могут привести к утрате суверенитета страны, поэтому тревожные показатели демографии относятся к проблемам государственной безопасности. Решить эту проблему может только семья. Согласно статистическим данным в России с 1992 года наблюдается такое сокращение населения. Если в 1995 году прирост населения составлял 749,9 тысяч человек, то в 1996 году смертность превысила рождаемость на 880 тысяч человек.
Практика показывает, что основной причиной роста числа неблагополучных семей является передача из поколения в поколение негативного социального опыта проживания в семье. Согласно данным статистики в РБ численность семей, находящихся в социально опасном положении, на протяжении последних лет остается стабильно высокой. Так, в 2006 году в органах социальной защиты населения было зарегистрировано 4098 семей, в 2007 году – 4713 семей, а по состоянию на 1 января 2009 года численность таких семей возросло до 5075.
Вызывает озабоченность и тот факт, что с увеличением численность социально опасных семей количество детей в этих семьях также растет: в 2006 году- 13329 детей, в 2007 году – 16786, в 2008 году – 17425 детей.
Численность детей, родители некоторых лишены родительских прав, за период с 2006 года увеличилась на 347 человек и составила 2345 человека. Еще у 307 детей в 2008 году родители были ограничены в родительских правах (в 2006 – у 195 детей).
В современном индустриальном обществе семейные связи между поколениями нарушены, и передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Дети часто предоставлены сами себе или, что хуже – во власть телевизора с его экспансией жестокости, убийств. Итог такого воспитания – наркомания, правовые нарушения, бродяжничество резко «помолодели» в последние годы, в социальный оборот вошли такие тревожные понятия, как малолетняя преступность, ранняя проституция. Издержки семейного воспитания усугубляются огромным числом разводов, отсюда – увеличение количества неблагополучных и неполных семей.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов. В консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.
В целом вопросам жизнедеятельности семьи, семейного воспитания и формирования личности подростка в семье и училище посвящено значительное количество трудов российских и зарубежных ученых. Так, в российской науке основные социально-философские и психологические взгляды на личность, ее развитие и деятельность представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Психолого-педагогическое рассмотрение основ личностного развития, условий жизнедеятельности человека и процесса воспитания в семье дано Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, Л.С. Выготским, А.В. Петровским, Ж. Пиаже, В.М. Целуйко и др.
С педагогической точки зрения теории семейного воспитания как одной из разновидностей процесса воспитания посвящены работы Ю.П. Азарова, Т.М. Афанасьевой, П.Ф. Лесгафта, П.И. Пидкасистого и др.
Вопросы материнства и отцовства, изложены в трудах В.В. Бойко, Б.И. Кочубей, Ф.С. Махова, Р.В. Овчаровой и др.
Актуальность проблемы и определила выбор темы исследования: «Деятельность социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из неблагополучной семьи».
Цель исследования: выявить эффективные методы работы социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из неблагополучной семьи.
Объект исследования: процесс социализации подростка из неблагополучной семьи.
Предмет исследования: эффективные методы работы социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из неблагополучной семьи.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из неблагополучной семьи будет эффективной при условии:
— проведения социально-педагогической диагностики проблем учащихся;
— привлечения к работе психолога, классных руководителей, мастеров производственного обучения.
Исходя из цели, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать типы учреждения среднего профессионального образования.
2. Охарактеризовать контингент учащихся учреждения среднего профессионального образования, проанализировать их проблемы.
3. Описать социально – педагогическую деятельность в учреждении среднего профессионального образования.
4. Изучить формы и методы работы социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из неблагополучной семьи.
5. Разработать и реализовать программу социально - педагогической помощи подростку из неблагополучной семьи.
Теоретической основой исследования являются труды по проблемам семьи (Ю.П. Азаров, С.А. Беличева, В.И. Гарбузов, С.Э. Карклина, Ю.П. Петров, В.Я. Татаренко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В.М. Целуйко).
Методы исследования – теоретические методы исследования (анализ научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, беседы, изучение документации); диагностические (анкетирование); опытная работа.
База исследования - ГАОУ НПО Профессиональное училище № 39
г. Мелеуза.
Практическая значимость исследования заключается в описании работы социального педагога профессионального училища № 39 г. Мелеуза с подростком из неблагополучной семьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
Эффекты учебной организационно-деятельностной игры на основании анализа отчётов
и анкет студентов
Через месяц после проведения организационно-деятельностной игры, когда игровое самоопределение студентов уже отделилось от реального, мной было проанализировано 18 написанных отчётов и 16 анкет, заполненных студентами.
Пока о возникновении самостоятельной деятельности у студентов говорит рано. ...
Резюме экспертное
Программу просмотренную одобряю потому, что мне понравились созданные сценические образы, эмоциональная окраска представления, и, в общем, спектакль имеет позитивное воздействие.
В спектакле выявлена хорошая динамика – выход и переход из одного статического положения в другое. Четко ясна задача и ...
Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе
со старшими дошкольниками
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совмес ...